Последовательная
реализация деятельностного подхода
направлена на повышение эффективности
образования, более гибкое и прочное
усвоение знаний обучающимися, возможность
их самостоятельного движения в изучаемой
области, существенное повышение их
мотивации и интереса к учёбе.
В рамках
деятельностного подхода в качестве
общеучебных действий рассматриваются
основные структурные компоненты учебной
деятельности —
мотивы, особенности целеполагания
(учебная цель и задачи), учебные действия,
контроль и оценка, сформированность
которых является одной из составляющих
успешности обучения в образовательном
учреждении.
При оценке
сформированности учебной деятельности
учитывается возрастная специфика,
которая заключается в постепенном
переходе от совместной деятельности
учителя и обучающегося к совместно-разделённой
(в младшем школьном и младшем подростковом
возрасте) и к самостоятельной с элементами
самообразования и самовоспитания (в
младшем подростковом и старшем
подростковом возрасте).
В широком
значении термин «универсальные учебные
действия» означает умение учиться,
т. е.
способность субъекта к саморазвитию и
самосовершенствованию путём сознательного
и активного присвоения нового социального
опыта.
Способность
обучающегося самостоятельно успешно
усваивать новые знания, формировать
умения и компетентности, включая
самостоятельную организацию этого
процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается
тем, что универсальные учебные действия
как обобщённые действия открывают
обучающимся возможность широкой
ориентации как в различных предметных
областях, так и в строении самой учебной
деятельности, включающей осознание её
целевой направленности, ценностно-смысловых
и операциональных характеристик. Таким
образом, достижение умения учиться
предполагает полноценное освоение
обучающимися всех компонентов учебной
деятельности, которые включают:
познавательные и учебные мотивы, учебную
цель, учебную задачу, учебные действия
и операции (ориентировка, преобразование
материала, контроль и оценка). Умение
учиться — существенный фактор повышения
эффективности освоения обучающимися
предметных знаний, формирования умений
и компетентностей, образа мира и
ценностно-смысловых оснований личностного
морального выбора.
• обеспечение
возможностей обучающегося самостоятельно
осуществлять деятельность учения,
ставить учебные цели, искать и использовать
необходимые средства и способы их
достижения, контролировать и оценивать
процесс и результаты деятельности;
• создание
условий для гармоничного развития
личности и её самореализации на основе
готовности к непрерывному образованию;
обеспечение успешного усвоения знаний,
формирования умений, навыков и
компетентностей в любой предметной
области.
Универсальный
характер учебных действий проявляется
в том, что они носят надпредметный,
метапредметный характер; обеспечивают
целостность общекультурного, личностного
и познавательного развития и саморазвития
личности; обеспечивают преемственность
всех ступеней образовательного процесса;
лежат в основе организации и регуляции
любой деятельности обучающегося
независимо от её специально- предметного
содержания.
Универсальные
учебные действия обеспечивают этапы
усвоения учебного содержания и
формирования психологических способностей
обучающегося.
В составе
основных видов универсальных учебных
действий, соответствующих ключевым
целям общего образования, можно выделить
четыре блока:
личностный, регулятивный
(включающий также действия саморегуляции),
познавательный
и
коммуникативный.
Личностные
универсальные учебные действия
обеспечивают ценностно-смысловую
ориентацию обучающихся (умение соотносить
поступки и события с принятыми этическими
принципами, знание моральных норм и
умение выделить нравственный аспект
поведения) и ориентацию в социальных
ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности
следует выделить три вида личностных
действий:
• личностное,
профессиональное, жизненное самоопределение;
• смыслообразование,
т. е. установление обучающимися связи
между целью учебной деятельности и её
мотивом, другими словами, между результатом
учения и тем, что побуждает к деятельности,
ради чего она осуществляется. Ученик
должен уметь отвечать на вопрос:
какое значение и какой смысл имеет для
меня учение?;
• нравственно-этическая
ориентация, в том числе и оценивание
усваиваемого содержания (исходя из
социальных и личностных ценностей),
обеспечивающее личностный моральный
выбор.
Комментариев нет:
Отправить комментарий