Показатель
динамики образовательных достижений
— один из основных показателей в оценке
образовательных достижений. На основе
выявления характера динамики
образовательных достижений обучающихся
можно оценивать эффективность учебного
процесса, работы учителя или образовательного
учреждения, системы образования в целом.
При этом наиболее часто реализуется
подход, основанный на сравнении
количественных показателей, характеризующих
результаты оценки, полученные в двух
точках образовательной траектории
обучающихся.
Оценка
динамики образовательных достижений,
как правило, имеет две составляющие:
педагогическую, понимаемую как оценку
динамики степени и уровня овладения
действиями с предметным содержанием,
и психологическую, связанную с оценкой
индивидуального прогресса в развитии
ребёнка.
Одним из
наиболее адекватных инструментов для
оценки динамики образовательных
достижений служит
портфель достижений
обучающегося. Как показывает опыт его
использования, портфель достижений
может быть отнесён к разряду аутентичных
индивидуальных оценок, ориентированных
на демонстрацию динамики образовательных
достижений в широком образовательном
контексте (в том числе в сфере освоения
таких средств самоорганизации собственной
учебной деятельности, как самоконтроль,
самооценка, рефлексия и т. д.).
Портфель
достижений — это не только современная
эффективная форма оценивания, но и
действенное средство для решения ряда
важных педагогических задач, позволяющее:
• поддерживать
высокую учебную мотивацию обучающихся;
• поощрять
их активность и самостоятельность,
расширять возможности обучения и
самообучения;
• развивать
навыки рефлексивной и оценочной (в том
числе самооценочной) деятельности
обучающихся;
• формировать
умение учиться — ставить цели, планировать
и организовывать собственную учебную
деятельность.
Портфель
достижений
представляет собой специально
организованную подборку работ, которые
демонстрируют усилия, прогресс и
достижения обучающегося в различных
областях. Портфель достижений является
оптимальным способом организации
текущей системы оценки. При этом материалы
портфеля достижений должны допускать
независимую оценку, например при
проведении аттестации педагогов.
В состав
портфеля достижений могут включаться
результаты, достигнутые обучающимся
не только в ходе учебной деятельности,
но и в иных формах активности: творческой,
социальной, коммуникативной,
физкультурно-оздоровительной, трудовой
деятельности, протекающей как в рамках
повседневной школьной практики, так и
за её пределами.
В портфель
достижений учеников начальной школы,
который используется для оценки
достижения планируемых результатов
начального общего образования,
целесообразно включать следующие
материалы.
1. Выборки
детских работ — формальных и творческих,
выполненных в ходе обязательных учебных
занятий по всем изучаемым предметам, а
также в ходе посещаемых учащимися
занятий, реализуемых в рамках
образовательной программы образовательного
учреждения.
Обязательной
составляющей портфеля достижений
являются материалы
стартовой диагностики, промежуточных
и итоговых стандартизированных работ
по отдельным предметам.
Остальные
работы должны быть подобраны так, чтобы
их совокупность демонстрировала
нарастающие успешность, объём и глубину
знаний, достижение более высоких уровней
формируемых учебных действий. Примерами
такого рода работ могут быть:
• по
русскому, родному языку и литературному
чтению, литературному чтению на родном
языке, иностранному языку
— диктанты и изложения, сочинения на
заданную тему, сочинения на произвольную
тему, аудиозаписи монологических и
диалогических высказываний, «дневники
читателя», иллюстрированные «авторские»
работы детей, материалы их самоанализа
и рефлексии и т. п.;
• по
математике —
математические диктанты, оформленные
результаты мини-исследований, записи
решения учебно-познавательных и
учебно-практических задач, математические
модели, аудиозаписи устных ответов
(демонстрирующих навыки устного счёта,
рассуждений, доказательств, выступлений,
сообщений на математические темы),
материалы самоанализа и рефлексии и т.
п.;
• по
окружающему миру —
дневники наблюдений, оформленные
результаты мини-исследований и
мини-проектов, интервью, аудиозаписи
устных ответов, творческие работы,
материалы самоанализа и рефлексии и
т. п.;
• по
предметам эстетического цикла
— аудиозаписи, фото- и видеоизображения
примеров исполнительской деятельности,
иллюстрации к музыкальным произведениям,
иллюстрации на заданную тему, продукты
собственного творчества, аудиозаписи
монологических высказываний-описаний,
материалы самоанализа и рефлексии и т.
п.;
• по
технологии — фото- и
видеоизображения продуктов исполнительской
деятельности, аудиозаписи монологических
высказываний-описаний, продукты
собственного творчества, материалы
самоанализа и рефлексии и т. п.;
• по
физкультуре —
видеоизображения примеров исполнительской
деятельности, дневники наблюдений и
самоконтроля, самостоятельно составленные
расписания и режим дня, комплексы
физических упражнений, материалы
самоанализа и рефлексии и т. п.
2.
Систематизированные материалы наблюдений
(оценочные листы, материалы и листы
наблюдений и т. п.) за
процессом овладения универсальными
учебными действиями, которые ведут
учителя начальных классов (выступающие
и в роли учителя-предметника, и в роли
классного руководителя), иные
учителя-предметники, школьный психолог,
организатор воспитательной работы и
другие непосредственные участники
образовательного процесса.
например
результаты участия в олимпиадах,
конкурсах, смотрах, выставках, концертах,
спортивных мероприятиях, поделки и др.
Основное требование, предъявляемое к
этим материалам, — отражение в них
степени достижения планируемых
результатов освоения примерной
образовательной программы начального
общего образования.
Анализ,
интерпретация и оценка отдельных
составляющих и портфеля достижений в
целом ведутся с позиций достижения
планируемых результатов с учётом
основных результатов начального общего
образования, закреплённых в Стандарте.
Оценка как
отдельных составляющих, так и портфеля
достижений в целом ведётся на
критериальной основе,
поэтому портфели достижений должны
сопровождаться специальными документами,
в которых описаны состав портфеля
достижений; критерии, на основе которых
оцениваются отдельные работы, и вклад
каждой работы в накопленную оценку
выпускника. Критерии оценки отдельных
составляющих портфеля достижений могут
полностью соответствовать рекомендуемым
или быть адаптированы учителем
применительно к особенностям
образовательной программы и контингента
детей.
При адаптации
критериев целесообразно соотносить их
с критериями и нормами, представленными
в примерах инструментария для итоговой
оценки достижения планируемых результатов,
естественно, спроецировав их предварительно
на данный этап обучения.
По результатам
оценки, которая формируется на основе
материалов портфеля достижений, делаются
выводы:
1) о
сформированности у обучающегося
универсальных и предметных способов
действий, а также
опорной системы знаний,
обеспечивающих ему возможность
продолжения образования в основной
школе;
2) о
сформированности основ
умения учиться,
понимаемой как способность к самоорганизации
с целью постановки и решения
учебно-познавательных и учебно-практических
задач;
3) об
индивидуальном прогрессе
в основных сферах развития личности —
мотивационно-смысловой, познавательной,
эмоциональной, волевой и саморегуляции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий