Познавательные
универсальные учебные действия
включают: общеучебные, логические
учебные действия, а также постановку и
решение проблемы.
Общеучебные
универсальные действия:
• самостоятельное
выделение и формулирование познавательной
цели;
• поиск
и выделение необходимой информации, в
том числе решение рабочих задач с
использованием общедоступных в начальной
школе инструментов ИКТ и источников
информации;
• структурирование
знаний;
• осознанное
и произвольное построение речевого
высказывания в устной и письменной
форме;
• выбор
наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных
условий;
• рефлексия
способов и условий действия, контроль
и оценка процесса и результатов
деятельности;
• смысловое
чтение как осмысление цели чтения и
выбор вида чтения в зависимости от цели;
извлечение необходимой информации из
прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной
информации; свободная ориентация и
восприятие текстов художественного,
научного, публицистического и
официально-делового стилей; понимание
и адекватная оценка языка средств
массовой информации;
• постановка
и формулирование проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов деятельности при
решении проблем творческого и поискового
характера.
Особую группу
общеучебных универсальных действий
составляют
знаково-символические действия:
• моделирование
— преобразование объекта из чувственной
формы в модель, где выделены существенные
характеристики объекта
(пространственно-графическая или
знаково-символическая);
• преобразование
модели с целью выявления общих законов,
определяющих данную предметную область.
Логические
универсальные действия:
• анализ
объектов с целью выделения признаков
(существенных, несущественных);
• синтез
— составление целого из частей, в том
числе самостоятельное достраивание с
восполнением недостающих компонентов;
• выбор
оснований и критериев для сравнения,
сериации, классификации объектов;
• подведение
под понятие, выведение следствий;
• установление
причинно-следственных связей, представление
цепочек объектов и явлений;
• построение
логической цепочки рассуждений, анализ
истинности утверждений;
• доказательство;
• выдвижение
гипотез и их обоснование.
Постановка
и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
универсальные учебные действия
обеспечивают
социальную компетентность и учёт позиции
других людей, партнёров по общению или
деятельности; умение слушать и вступать
в диалог; участвовать в коллективном
обсуждении проблем; способность
интегрироваться в группу сверстников
и строить продуктивное взаимодействие
и сотрудничество со сверстниками и
взрослыми.
К коммуникативным
действиям относятся:
• планирование
учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками — определение цели, функций
участников, способов взаимодействия;
• постановка
вопросов — инициативное сотрудничество
в поиске и сборе информации;
• разрешение
конфликтов — выявление, идентификация
проблемы, поиск и оценка альтернативных
способов разрешения конфликта, принятие
решения и его реализация;
• управление
поведением партнёра — контроль,
коррекция, оценка его действий;
• умение
с достаточной полнотой и точностью
выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической
формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими
нормами родного языка, современных
средств коммуникации.
Развитие
системы универсальных учебных действий
в составе личностных, регулятивных,
познавательных и коммуникативных
действий, определяющих развитие
психологических способностей личности,
осуществляется в рамках нормативно-возрастного
развития личностной и познавательной
сфер ребёнка. Процесс обучения задаёт
содержание и характеристики учебной
деятельности ребёнка и тем самым
определяет зону ближайшего развития
указанных универсальных учебных действий
(их уровень развития, соответствующий
«высокой норме») и их свойства.
Универсальные
учебные действия представляют собой
целостную систему, в которой происхождение
и развитие каждого вида учебного действия
определяются его отношениями с другими
видами учебных действий и общей логикой
возрастного развития. Так:
• из
общения и сорегуляции развивается
способность ребёнка регулировать свою
деятельность;
• из
оценок окружающих и в первую очередь
оценок близкого взрослого формируется
представление о себе и своих возможностях,
появляется самопринятие и самоуважение,
т. е. самооценка и Я-концепция как
результат самоопределения;
• из
ситуативно-познавательного и
внеситуативно-познавательного общения
формируются познавательные действия
ребёнка.
Содержание
и способы общения и коммуникации
обусловливают развитие способности
ребёнка к регуляции поведения и
деятельности, познанию мира, определяют
образ «Я» как систему представлений о
себе, отношения к себе. Именно поэтому
особое внимание в программе развития
универсальных учебных действий уделяется
становлению коммуникативных универсальных
учебных действий.
По мере
становления личностных действий ребёнка
(смыслообразование и самоопределение,
нравственно-этическая ориентация)
функционирование и развитие универсальных
учебных действий (коммуникативных,
познавательных и регулятивных)
претерпевают значительные изменения.
Регуляция общения, кооперации и
сотрудничества проектирует определённые
достижения и результаты ребёнка, что
вторично приводит к изменению характера
его общения и Я-концепции.
Познавательные
действия также являются существенным
ресурсом достижения успеха и оказывают
влияние как на эффективность самой
деятельности и коммуникации, так и на
самооценку, смыслообразование и
самоопределение обучающегося.
Комментариев нет:
Отправить комментарий