Ход урока
I.Организационный момент.
- Ребята, начинаем урок русского языка. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?
II. Проверка домашнего задания + определение рода прилагательных
Российское правительство, правительственное сообщение, автомобильный завод, инженерное дело, электрический утюг, пассажирский поезд, сельское хозяйство, домашнее животное, огородное растение.
- Правописание каких слов из словаря вы повторили?
Россия, правительство, автомобиль, завод, инженер, электричество, пассажир, хозяйство, животное, огород, растение.
- Прочитайте предложение, которое составили.
III. Актуализация опорных знаний. Минутка чистописания
ой ый ий ое ее
(Работа в тетради)
- В какой части слова мы можем увидеть соединение этих букв?
Дети отвечают (Окончания имён прилагательных)
- Что вы знаете об имени прилагательном?
IV. Самоопределение к деятельности
- Прочитайте словосочетания
фруктов... сад глубок... озеро
горяч... чай скрипуч... дерево
По какому принципу распределены словосочетания?
(по роду сущ. и прил.)
М.Р. СР.Р.
- Назовите падеж имён прилагательных. (И.п.)
- Назовите окончания имён прилагательных. Объясните их написание.
какой? какое?
х х
фруктовый сад глубокое озеро
какой? х какое? х
горячий чай скрипучее дерево
- Поставьте словосочетания в форму Р.п.
- Кто может записать словосочетания в Р.п.
Что нужно знать, чтобы правильно написать словосочетания?
(Какие окончания имеют имена прилагательные м.р. и ср.р. в Р.п.)
- Давайте сформулируем тему и задачи нашего сегодняшнего урока.
(Окончания имён прилагательных м.р. и ср.р. в Р.п.)
- Тема урока: «Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в Р.п.»
Задачи урока:
- Узнать какие окончания имеют имёна прилагательные мужского и среднего рода в Р.п.
- Научиться правильно писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в Р.п.
V. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику
стр. 19 упр. 33 (устно)
какого? какого?
х х
фруктового сада глубокого озера
какого? х какого? х
горячего чая скрипучего дерева
М.Р. СР.Р.
- Какой согласный звук произносится в окончании имени прилагательного в форме Р.п.?
- А какой буквой он обозначается?
упр. 34 (письмо по памяти. Самопроверка по учебнику, самооценка)
+ Без ошибок.
Буквы написаны правильно и аккуратно.
+ 1-2 ошибки.
- Небольшие недочёты при написании букв и соединений.
- 3 ошибки и более.
Искажения букв.
Физминутка ( с 09)
стр. 19 упр. 35 (Чтение текста, определение основной мысли текста, подбор заголовка)
VI. Задание на дом:
стр. 19 упр. 35
VII. Первичное закрепление
1. стр. 20 упр. 36
Аппетит - желание есть.
2. Морфологический разбор слова (Памятка в учебнике на стр.146)
Приятного (аппетита) -
Схема разбора имени прилагательного.
1. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. |
2. Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж). 3. Морфологические признаки: полная или краткая форма; согласуется с именем сущ. в роде (в единственном числе), числе, падеже. 4. Роль в предложении (каким членом предложения является прилагательное в данном предложении). |
Проверьте. Оцените себя
Приятного (аппетита) – прил., какого?, н.ф. - приятный, в полной форме, м. р., ед. ч., Р. п., вт. чл. (определение).
VIII. Обобщение.
Работа в группах. Дети садятся по группам. Группа получает задание на карточках.
Дети выбирают правильный ответ, затем один из группы представляет ответ классу.
На доске появляются слайды, а все остальные дети видят ответ на экране и исправляют отвечающего.
1 группа
Выберите верное утверждение:
1 задание
а) Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
б) Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
2 задание
а) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает обстоятельством
б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определением
2 группа
Выберите верное утверждение:
1 задание
а) Имена прилагательные относятся к одному из родов
б) Имена прилагательные изменяются по родам в ед. ч.
2 задание
а) Имя прилагательное согласуется в роде, числе и падеже с именем существительным
б) Имя прилагательное согласуется в роде, числе и падеже с глаголом
3 группа
Выберите верное утверждение:
1 задание
а) Имя прилагательное во множественном числе по родам изменяется
б) Имя прилагательное во множественном числе по родам не изменяется
2 задание
а)
Начальная форма имени прилагательного
— И.п. единственного числа мужского
рода.
б) Начальная форма имени прилагательного — И.п. единственного числа женского рода
б) Начальная форма имени прилагательного — И.п. единственного числа женского рода
4 группа
Выберите верное утверждение:
1 задание
а) У имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже окончания -о, -е.
б) У имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже окончания – -ого, -его.
2 задание
а) Имена прилагательные мужского рода, отвечающие на вопрос какой?, имеют окончания только –ой.
б)Имена прилагательные мужского рода, отвечающие на вопрос какой?, имеют окончания -ой,- ый, -ий.
Дополнительно (по времени)
Словарно-орфографическая работа.
1) Фразеологизмы.
Объяснить смысл и списать, вставляя безударное окончание прилагательного:
Как гром среди ясн... неба
(неожиданно, внезапно)
какого? х
Как гром среди ясного неба
Гроша ломан... не стоит
(никуда не годится, ничего не стоит)
х какого?
Гроша ломаного не стоит
Делить шкуру неубит... медведя
(делит ещё несуществующую прибыль)
какого? х
Делить шкуру неубитого медведя
Не видеть света бел...
(не знать покоя, отдыха, нормальной жизни)
х какого?
Не видеть света белого
Петь с чуж... голоса
(бездумно повторять чьи-то слова)
какого? х
Петь с чужого голоса
- Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?
- Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу.
- Определяем окончание имени прилагательного по окончанию вопроса, на который отвечает имя прилагательное.
Оцените свою работу на уроке.
Очень трудно! Не очень понятно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий