Ребусы

вторник, 17 октября 2017 г.

Школьные трудности при формировании навыков чтения

Источник


№ п/пТип школьных трудностейВозможные психологические причины
1Невозможность формирования навыка чтенияДислексия (затылочная область левого полушария, срединные отделы мозга, межполушарное взаимодействие)
2Побуквенное или слоговое чтениеНесформированность процесса синтеза звуко-буквенных элементов
3Повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижнейНедостаточное развитие пространственных представлений и произвольного внимания
4Чтение с возвратомНе сформирована однонаправленность считывания текста слева направо
5Правильно прочитывается начало слова, а окончание слова читается с искажениями («выше» - «вышла»)Недостаточное развитие анализа пространственных отношений и зрительного восприятия
6Трудности при формировании зрительного образа-представления буквНедостаточная сформированность зрительной памяти, зрительно-пространственного восприятия. Недостатки методики обучения. Форсирование темпа обучения (раннее начало обучения чтению)
7Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из словаНедостаточность развития анализа пространственных представлений. Несформированность фонетико-фонематического анализа
8Сложности при переводе звука в букву и наоборотНедостаточная сформированность звуко-буквенного анализа. Не развиты ассоциативные связи между звуковой и графической формами букв. Не усвоены понятия «звук» и «буква». 
9Замена близких по конфигурации букв («п»-«н», «в»-«д», «в»-«а» и т.д.)Недостаточная сформированность зрительного восприятия и зрительной памяти. Недостаточность анализа между звуковой и графической формами букв. Недостатки методики обучения
10Перестановка букв и слогов при чтении («шоколад» - «кошолад»), неправильное произношение при чтенииНедостаточная сформированность зрительного восприятия, звукобуквенного анализа, нарушения артикуляции 
11Трудности при слиянии букв и слогов при чтенииНедостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия. Неготовность ребенка к обучению
12Пропуски букв, слогов и слов при чтении, угадывание, возвратные движения глаз по текстуТрудность концентрации внимания. Слишком быстрый темп чтения. Функциональное напряжение и переутомление
13Зеркальное чтение (справа налево), отсутствие дифференцировки правильных и зеркально написанных слов и буквЗеркальное чтение (теменная и затылочная области левого полушария, срединные отделы мозга, межполушарное взаимодействие). Недостаточное развитие анализа пространственных отношений
14Пропуск слов, расположенных слева; восприятие только правой половины текстаОдносторонняя пространственная агнозия (височная теменная и затылочная области правого полушария, срединные отделы, межполушарное взаимодействие)
15Медленный темп чтения (без улучшения скорости чтения в течение учебного года)Недостаточная сформированность зрительного восприятия, звукобуквенного анализа, артикуляции. Трудности концентрации внимания. Медленный темп индивидуальной деятельности. Функциональное напряжение и переутомление. Несформированность процесса синтеза звуковых элементов
16Медленный темп чтения (с улучшением скорости чтения в течение учебного года)Медленный темп индивидуальной деятельности
17Быстрый темп чтения без смыслового понимания прочитанногоФорсирование темпа обучения. Недостатки методики обучения
18Трудности при пересказе прочитанных текстов; неумение пересказывать прочитанные тексты «своими словами»Недостаточная сформированность понятийного понимания текстов, умения планировать действия, логического запоминания, речевой деятельности. Низкий уровень развития логических операций (анализ, обобщение, систематизация). Заниженная самооценка

Школьные трудности при формировании навыков письма

№ п/пТип школьных трудностейВозможные психологические причины
1Невозможность формирования навыка письмаДисграфия (теменные области левого и правого полушарий)
2Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложенийНедостаточное развитие зрительного восприятия и анализа 
3Трудности при формировании зрительного образа-представления буквНедостаточная сформированность зрительной памяти, зрительно-пространственного восприятия. Недостатки методики обучения (механическое копирование букв). Форсирование темпа обучения (раннее начало обучения письму)
4Трудности при формировании правильной траектории строки при письмеНедостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций, зрительной памяти. Недостатки методики обучения. Форсирование темпа обучения
5Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строкиНедостаточная сформированность тонкой моторики руки, зрительно-моторной координации и пространственных представлений
6Затруднения при написании закругленных деталей букв и цифрНедостаточная сформированность мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, зрительных образов букв
7Неспособность списывания букв, неустойчивый и неровный почерк (различная высота и протяженность букв, разнонаклонные буквы, сильный нажим), тремор, искажение формы буквНедостаточная сформированность зрительно-моторных координаций, тонкой моторики руки; нарушение тонуса мышц руки. Нарушение координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки). Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами букв. Функциональное напряжение и переутомление. Недостатки методики обучения. Форсирование темпа обучения
8Пространственные ошибки (вертикальные, горизонтальные) в расположении букв (зеркальное письмо) Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия (теменная и затылочная области левого полушария, срединные отделы, межполушарное взаимодействие). Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами букв
9Замена букв, прописывание лишних элементов букв и штрихов; недописывание букв; персеверация написанных букв, слов и фразНедостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти, трудности концентрации внимания. Инертность элементов двигательных стереотипов (лобная область левого полушария). Недостатки методики обучения (формирование навыка чтению должно предшествовать формированию навыка письму). Форсирование темпа обучения 
10Ошибки при письме (пропуск букв; недописывание букв и слогов; замены согласных букв, близких по звучанию («з»-«с», «б»-«п», «д»-«т» и т.д.); неумение использовать правила при письме (не разделяет предложения точкой, сливает слова с предлогами)Недостаточная сформированность звукобуквенного анализа и фонетико-фонематического восприятия. Трудности концентрации внимания. Низкая работоспособность. Слишком быстрый темп письма. Нарушение сенсорной функции речи (височная область левого полушария). Форсирование темпа обучения
11Замена букв по артикулярному типу («д»-«л»-«н», «б»-«м» и т.д.)Недостаточная сформированность кинестетической основы речи (теменные области левого и правого полушарий) 
12Замена букв по пространственному сходству («с»-«е», «и»-«п», «н»-«п» и т.д.)Недостаточная сформированность анализа зрительно-пространственных отношений
13Пропуск гласных буквНедостаточная сформированность анализа гласных звуков (лобная и височная доли правого полушария)
14Сращивание и расщепление слов, слитное написание с предлогами, раздельное написание приставок («прилетели» - «при летели»)Недостаточная сформированность вербального анализа, зрительного анализа и синтеза, пространственных отношений
15Трудности при переводе слов из слуховой формы в графическую (ошибки при письме под диктовку)Недостаточная сформированность звукобуквенного анализа, фонетико-фонематического восприятия. Отсутствие прочных связей между звуковым и зрительным образами слов. Слишком быстрый темп письма
16Ошибки при списывании с учебника (доски) в тетрадь (например, «мед» - «миот»)Недостаточная сформированность зрительно-моторной координации, зрительной памяти, зрительного восприятия, произвольного внимания. Недостатки методики обучения
17Медленный темп письмаНедостаточная сформированность зрительно-моторной координации, мелкой моторики руки, произвольного управления движениями, звукобуквенный анализ. Медленный темп индивидуальной деятельности
Для улучшения почерка, элиминации (исчезновения) дисграфии и дислексии школьников можно использовать методику «Трафаретное письмо». Данная методика является модификацией методики П. Деннисона «Алфавит восьмерками» (1997, С.22). Трафаретом для формирования навыков письма является горизонтальная восьмерка. По окружности левой и правой половин горизонтальной восьмерки необходимо научить школьника прописывать буквы алфавита: сначала прописные, затем заглавные. Центральная разделительная линия должна либо заканчивать букву, либо начинать её.
image002.gif
Буквы на основе левой половины восьмерки прописываются, начиная от центра влево, вверх и по окружности вниз. Например, буквы «а, б, д, е, ё, с, о» и т.д.
Буквы на основе правой половины восьмерки прописываются, начиная от центра вправо, вверх и по окружности вниз. Например, буквы «в, г, ж, з, и, к, л, м, н, п, р, т, у, х, ц, ч, ш, щ, ъ, ы, ь, э, ю, я» и т.д.
Методика позволяет интегрировать деятельность двух полушарий головного мозга и развивает зрительно-моторные координации на основе уже имеющегося трафарета, что облегчает формирование навыка письма и чтения. Буквы можно прописывать на бумаге и песке, «промахивать» в воздухе и т.д.

Школьные трудности при формировании математических навыков

№ п/пТип школьных трудностейВозможные психологические причины
1Невозможность выполнения простых счетных операцийДискалькулия (теменная область левого полушария)
2Трудности при переходе через десяток; пространственные ошибкиНедостаточная сформированность пространственных представлений (теменные области левого и правого полушарий)
3Трудности при переключении с одних чисел на другие; повтор одних и тех же ошибокНедостаточная сформированность произвольности и внимания, инертность речевых следов (лобная область левого полушария)
4Трудности в различении геометрических фигурНедостаточная сформированность зрительного восприятия и зрительной памяти. Недостатки методики обучения
5Трудности правильного копирования геометрических фигур с сохранением пропорцийНедостаточная сформированность зрительно-моторных координаций и зрительного восприятия. Форсирование темпа обучения
6Зеркальное прописывание цифр; плохое различение цифр, близких по конфигурацииНедостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти
7Трудности восприятия цифр на слухНедостаточная сформированность аудиального восприятия
8Трудность формирования правильной траектории при написании цифр; изменение конфигурации цифрНедостаточная сформированность зрительно-моторных координаций и зрительного восприятия. Форсирование темпа обучения
9Сильный тремор, неровный нажим, неустойчивый почерк (цифры неровные, растянутые, нарушение конфигурации и размеров цифр)Недостаточная сформированность координации движений и мелкой моторики руки. Неправильное положение ручки. Функциональное переутомление. Нарушение тонуса мышц руки
10Трудности расположения и восприятия по вертикали и горизонталиНедостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия
11Трудности выделения в тексте числовых данных, написанных не цифрами, а словами; фрагментарное восприятие задачиНедостаточная сформированность вербально-логического мышления. Механическое чтение без понятийного понимания текста. Функциональное переутомление
12Трудности при формировании математических понятий, законов, правил. Трудность переноса вербальной инструкции в действиеНедостаточная сформированность вербально-логического мышления и речи. Недостатки методики обучения
13Трудности при решении математических задач (не понимает условие задачи, забывает и заменяет числа)Недостаточная сформированность логического и образного мышления, ориентации на систему признаков. Непонимание грамматических конструкций. Низкий уровень развития памяти. Недостатки методики обучения
Итак, начиная обучение детей в школе, следует помнить о том, что:
§   Ранее начало обучения детей школьным навыкам не только не желательно, но и недопустимо. Обучение должно начинаться в свое, строго определенное эволюционно-генетической программой время. Причем в каждый возрастной период эволюционно-генетическая программа развития мозга и его психических функций может быть реализована при выполнении, как минимум, следующих условий: все этапы развития должны быть пройдены полноценно, последовательно и своевременно; детям должны быть обеспечены стимулирующие социальные условия для развития; должны быть максимально элиминированы последствия пренатальных, натальных и постнатальных повреждающих факторов, препятствующих или тормозящих психическое развитие детей.
§   Школьная неуспеваемость, несформированность навыков письма, чтения и счета, а также проблемное поведение детей начинаются не в школе, а во внутриутробном развитии и раннем младенчестве. Если у ребенка обнаружены некоторые признаки неврологических или психических нарушений, то необходимо обратиться, прежде всего, к таким детским специалистам, как невролог и нейропсихолог.
§   Все развивающие мероприятия желательно провести до 7-ти летнего возраста: чем младше ребенок, тем результативнее проявляется динамика психического развития. Развивающая работа дает результат только при условии систематических и множественных повторений специальных упражнений, которые в достаточном количестве приводятся в работах П. Деннисон и Г. Деннисон (1997), Т.Д. Марцинковской (2000), А.В. Семенович (2002), Ж.М. Глозман (2006), А.Л. Сиротюк (2007) и др.

Литература

1.      Ажмуханова-Новикова В.А. Играя читаю. Тверь, 2007.
2.      Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 1999.
3.      Бадалян Л.О. Невропатология. М., 2003.
4.      Бодрова Е.В., Давыдов В.В., Петровский В.А., Стеркина Р.Б. Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания //Вопросы психологии. 1989. №3.
5.      Визель Т.Г. Основы нейропсихологии. М., 2005.
6.      Волков Б.С. Психология младшего школьника. М., 2002.
7.      Выготский Л.И. Избранные психологические исследования. М., 1956.
8.      Гарбузов В.И. Нервные и трудные дети. СПб., 2005.
9.      Деннисон П., Деннисон Г. Гимнастика мозга. М., 1997.
10.   Детская практическая психология /Под ред. Т.Д. Марцинковской. М., 2000.
11.   Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка: психофизиологические основы детской валеологии. М., 2000.
12.   Ефимов О.И. Школьные проблемы. М., СПб., 2004.
13.   Замаратский П.Г. Причина болезней родовая травма. М., СПб., 2004.
14.   Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе /Под ред. Ж.М. Глозман. М., 2006.
15.   Кушнир А.М. Азбука чтения //Школьные технологии. 1996. №1-2.
16.   Кушнир А.М. Педагогика грамотности //Школьные технологии. 1996. №3-4.
17.   Михайлов И.В. Популярный словарь медицинских терминов. Ростов-на-Дону, 2004.
18.   Панкратова Н.В. Анализ жалоб, с которыми обращаются родители в комплекс социально-педагогической реабилитации детей и подростков, и результатов психологического обследования детей //Школа здоровья. 1996. №4.

 из 12 

Комментариев нет:

Отправить комментарий