Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества - одна из главных задач начальной школы. Одной из базовых компетентностей является учебно-познавательная компетенция, как совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы общеучебной деятельности, внеурочную работу по предметам, занятия общественной деятельностью, а так же занятия активными видами спорта. Данный ИОМ составлен для обучающегося 4-г класса МБОУ Приаргунская СОШ (на 1 полугодие 2015-2016 учебного года) имеющего высокий уровень мотивации к обучению на фоне низкого уровня самооценки, психологической травмы, вызванной переездом на другое место жительства после развода родителей. Д Среди друзей дети-инвалиды, которым так же некомфортно в обществе, хотя они и имеют неординарные способности. Это их сближает, стимулирует к творчеству. На этих взаимоотношениях строится данный индивидуальный образовательный маршрут.
Пояснительная записка
Формирование и развитие образованной, творческой, компетентной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества - одна из главных задач начальной школы, которая направлена на обеспечение начального образования. В эпоху "информационной цивилизации" актуальность решения этой задачи возрастает. Одной из базовых компетентностей является учебно-познавательная компетенция, как совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы общеучебной деятельности, внеурочную работу по предметам, занятия общественной деятельностью, а так же занятия активными видами спорта. Данный ИОМ составлен для обучающегося 4-г класса МБОУ Приаргунская СОШ (на 1 полугодие 2015-2016 учебного года) имеющего высокий уровень мотивации к обучению на фоне низкого уровня самооценки, психологической травмы, вызванной переездом на другое место жительства после развода родителей. Возникли трудности и с усвоением программы. Так как первые 3 года мальчик обучался по МПК «Прогресс». Не изучался английский язык. Значительно отличается содержание программы по математике: не изучались приемы деления и умножения многозначных чисел. Открытый характер, любознательность, активная жизненная позиция позволила ученику быстро подружиться с одноклассниками, которые имеют способности и высокий уровень мотивации к обучению. Это их сближает, стимулирует к творчеству. На этих взаимоотношениях строится данный индивидуальный образовательный маршрут, построенный по просьбе родителей, совместно с учеником.
Цель: создание образовательной среды, стимулирующей познавательную деятельность учащегося, способствующей личностному развитию и самореализации..
Задачи: компенсация трудностей в обучении учащегося с пониженной самооценкой;
- дальнейшее успешное освоение программного материала;
- поощрять активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;
- углубить знания по окружающему миру, предоставить возможности для экспериментальной и исследовательской деятельности;
- обеспечить участие в олимпиадах и конкурсах по математике, русскому языку, окружающему миру;
- формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации личности.
Этапы реализации
этап
|
сроки
|
направления
|
результаты
|
I .Диагностический
Цель –
углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.
Задачи: – Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития, эмоционального состояния.
|
Сентябрь-октябрь
|
1. Входная диагностика
2. исследования эмоционально-личностной сферы
3. диагностика межличностных отношений
4. диагностика психологического здоровья
|
Создание:
«Интеллектуального портрета ученика»,
«Карты способностей и интересов»
- банка творческих способностей ученика;
- банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
- рекомендаций по работе с учеником;
- портфолио
|
II. Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута
|
октябрь
|
1.прогнозирование;
2.проектирование;
3.конструирование;
|
Создание:
- индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения»
– «Я составляю программу образовательной деятельности»
- индивидуальный образовательный маршрут – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа
-
|
1).Разработка программы проектной деятельности второй половины дня
|
Выбор проектов, согласование расписания, целей, форм и способов деятельности, критериев оценки результата: кружки, проектная деятельность, экскурсии
| ||
2).Разработка программы здоровьесбережения
|
1. консультации со специалистами, значимыми взрослыми.
2. выбор форм и расписания спортивных занятий, определение спортивной нагрузки
|
составление программы здоровьесбережения;
| |
3).Интеграция с другими специалистами
|
в течении года
|
1. Индивидуальные консультации учащегося и его родителей
2. Организация участия учащегося в конкурсах, олимпиадах различного уровня
3. Организация различных типов занятий: экскурсии, практические работы, тренинги, мозговые штурмы, исследования
4.Создание системы стимулов и поощрений
|
Проведение школьных предметных олимпиад, конференций, творческих и исследовательских конкурсов
|
III.Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника.Итоговая диагностика. Рефлексия и оценка
|
апрель-май
|
показ достижений, персональная выставка, презентация – портфолио достижений, бенефис, творческий отчет, концерт, участие в олимпиадах, международных конкурсах , тесты, зачётная работа
|
Планируемый результат реализации программы
1. Воспитание личности
- здоровой духовно-нравственно и социально;
- способной самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществлять поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности;
- владеющей средствами и способами исследовательского труда;
- способной осуществить самостоятельно продуктивную деятельность;
- обладающей разносторонним интеллектом, высоким уровнем культуры;
- руководствующейся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающей и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
2. Успешное освоение учебных дисциплин в объеме, предусмотренном общим учебным планом.
3. Овладение навыками самостоятельной работы.
4. Развитие привычки к самоконтролю и самооценке.
Круг методов и технологий образовательной деятельности
Качество личности
|
Характеристика качества личности
|
Методы и формы
|
1.Любопытство – любознательность – познавательная потребность
|
Любопытство характерно для каждого ребенка младшего школьного возраста. Любознательность – признак одаренности. Ребенок испытывает удовольствие от умственного напряжения. Младшим школьникам в большей степени, чем старшеклассникам, свойственно стремление к познанию, исследованию окружающего мира.
|
Исследовательская деятельность. Защита
Проектов на детских научно-практических конференциях. Работа в группах, парах.
|
2.Сверхчувствительность к проблеме
|
Способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, где все представляется как будто ясным – одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от посредственного человека.
|
Проблемные, ориентированные на самостоятельную творческую работу задания.
|
3.Склонность к задачам дивергентного типа
|
Дивергентное мышление - особый вид мышления, который предполагает, что на один и тот же вопрос может быть множество одинаково правильных и равноправных ответов. Оно характеризуется тем, что психологи называют беглостью восприятия (то есть способностью генерировать несколько идей), гибкостью (то есть способностью переходить на другую точку зрения) и оригинальностью (то есть способностью вырабатывать нетривиальные идеи).
|
Творческие задания, которые допускают множество правильных ответов. ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
|
4.Оригинальность мышления
|
Способность выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, а так же способность разрабатывать существующие идеи, что особенно ценится в художественном творчестве.
|
Работа по разработке новых идей или уже существующих.
|
5.Высокая концентрация внимания
|
Выражено это, во-первых, в высокой степени погруженности в задачу, во-вторых, — в возможности успешной настройки на восприятие информации, относящейся к выбранной цели даже при наличии помех. С концентрацией внимания
связана и такая отличительная черта одаренных, как склонность к сложным и сравнительно долговременным заданиям
|
Сложные и сравнительно долговременные задания.
|
6.Отличная память
|
Синтез памяти и способности классифицировать, структурировать, систематизировать не редко выражается в склонности к коллекционированию.
|
Задания на развитие памяти, внимания и мышления.
|
7.Способность к оценке
|
Производное критического мышления.
|
Задание по анализу своей и чужой деятельности.
|
8.Широта интересов. Самообразование.
|
Работа в библиотеке. Целенаправленная подготовка к самореализации в различных конкурсах (тьюторство, тренерство)
|
Индивидуальная подготовка к очным и заочным олимпиадам
|
Индивидуальный образовательный план
1. КТО Я? КАКОЙ Я? (Мое представление о себе )
| |
Дата рождения
|
03.08.2005
|
Любимое занятие в свободное
время
|
Живопись, графика. Посещение музеев.
|
Мой любимый учебный предмет
|
Окружающий мир
|
Мои учебные достижения
|
Отличные успехи в усвоении программного материала по анг. языку; победа на районной олимпиаде по окружающему миру
|
Мои сильные стороны
|
Целеустремленность, работоспособность, пунктуальность
|
Мои слабые стороны
|
Неорганизованность во времени,
|
Мои увлечения
|
Разведение животных и уход за ними.
|
Чем отличаюсь от своих
сверстников
|
Разносторонность интересов. Эрудиция. Умею давать точные ответы на вопросы
|
Что умею делать хорошо
|
Различать голоса животных и птиц. Ухаживать за ними.
|
Сфера профессиональных
интересов
|
Туристический оператор
|
Сфера моих жизненных интересов
(какое место хочу занять в
обществе)
|
Работать в турбюро. Сопровождать в загранпоездках туристов
|
Что мне в себе нравится
Что мне в себе не нравится
На кого хочу быть похожим (-ей)
|
Работоспособность. Быстрота мышления.
Не всегда хватает терпения, чтобы довести дело до конца
На своего деда Павлова Н.И. и бабушку Волкову Т.В.
|
2. Мои цели и задачи
| |
2.1 Мои перспективные жизненные цели
| |
1) Кем хочу стать, какую получить
профессию
|
Туроператор
|
2) Каким (-ой) хочу стать
(перечисляются качества, которые
бы хотел иметь ученик как член
общества, как труженик,
гражданин, семьянин)
|
Высокообразованным специалистом, владеть несколькими иностранными языками, руководителем предприятия, способным в краткие сроки модифицировать предприятие, сделать его более рентабельным, экологически безопасным. Быть патриотом своей Родины, своего края.
|
2.2 Ближайшие цели, задачи, что надо развивать в себе в первую очередь
| |
1) Что хочу узнать о себе (задачи
на самопознание)
|
Сравнить свои знания и знания сверстников из других регионов страны, школы, района.
|
2) Задачи в обучении
|
Иметь хорошие знания по всем учебным предметам
уметь описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов:
|
- По каким предметам повысить
свои достижения
|
английский язык, геометрия, информатика, определения собственной позиции по отношению к экологическим
проблемам и поведению в природной среде.
|
- Какие дополнительные области
знаний изучать
|
Географию. Природно-климатические условия различных стран.
|
- Какие учебные умения и навыки
развивать
|
и на основе полученных знаний самостоятельно
оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-
популярных статьях; использовать новые информационные технологии для
поиска, обработки и предъявления информации по географии в компьютерных
базах данных и сетях (сети Интернет);
|
3) Задачи в практической
деятельности
|
Приводить примеры практического применения полученных на уроках знаний.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности в процессе
использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств
радио- и телекоммуникационной
|
4) Задачи по формированию
конкретных качеств, необходимых
для достижения перспективной
цели
|
Исправить итоговые оценки по русскому языку, математике, информатике, технологии.
|
3. Мои планы
| |
3.1 Предполагаемое направление
(профиль) образования в старшей
школе
3.2 Планируемый уровень
профессионального образования
после окончания школы
3.3 Профессия, которая меня
интересует
|
Туристический
Реклама и туристический бизнес
Туроператор, гид
|
4. Моя программа действий
| |
4.1 Самопознание своих возможностей и склонностей
углубленном уровне
| |
1) В чем (где, в каких сферах себя
попробую)
|
участие в олимпиадах, международных конкурсах, научно-практических конференциях
|
2) Где, с кем проконсультируюсь
|
друзья, родители, бабушка, библиотекари
|
3) К кому обращусь за советом
|
Преподаватели по предмету.
|
4.2 Обучение
| |
1) Изучению каких предметов
уделить больше внимания
|
Английский язык, математика, информатика.
|
2) Какие предметы изучать на углубленном уровне
|
Английский язык.
|
4.3 Дополнительное образование
| |
1) По каким дополнительным
образовательным программам
буду заниматься
|
Изучение основных видов живописи
|
2) Какую дополнительную литературу буду изучать
|
Логико-математическое моделирование.
|
3) В каких проектах буду
участвовать
|
«Природа Забайкальского края», «Моё родное Приаргунье», «Проба пера». «Незнайка. 50 лет на Луне»
|
4) В каких олимпиадах и
конкурсах буду участвовать
|
НПК «Шаг в науку», олимпиады по окружающему миру, математике, ИЗО
|
4.4. Участие в общественной деятельности
| |
1) В каких делах буду участвовать
в школе и классе
|
Самоуправление (Министерство образования и науки)
|
2) В каких буду участвовать вне школы
|
Волонтерский отряд «Вместе»
|
4.5. Как буду развивать необходимые для реализации моих жизненных
планов качества:
| |
1) На учебных занятиях
|
Техника работы с программами для создания презентаций.
|
2) Во внеучебное время
|
Международные фестивали и конкурсы.
|
3) В семье
|
Изучение дополнительной литературы
|
4) В общении с учащимися
5) в практической деятельности,
общественных делах
|
Работа в парах, группах.
Участие в работе научно-исследовательского общества «Поиск»
|
4.6. Кто и в чем мне может помочь
| |
1) Учителя
2) Родители
3) Друзья
4)Работа с психологом
5) Другие специалисты
| |
Расписание учащегося на неделю
Понедельник
|
Вторник
|
Среда
|
Четверг
|
Пятница
|
Суббота
|
Воскресенье
| ||||||
Посещение уроков (8.10 – 12.45) (8.10 – 10.45)
| ||||||||||||
Занятия в ДШИ
(14.00 – 14.30)
|
Доп. занятия по английскому языку
(14.30 – 15.10)
|
Занятия в ДШИ
(14.30 – 15.30)
|
Доп. занятия по англ. яз.
(14.30.-15.10)
|
Занятия в ДШИ
(14.30 – 15.30)
|
Занятия в НИО «Школа творческого мышления»
(11.10-11.50)
|
Занятия в микрогруппе «Хочу все знать»
| ||||||
Работа в библиотеке по списку рекомендован-ной литературы
(15.40 – 16.20
|
Индивидуальные
консультации
учителя ПО МАТЕМАТИКЕ
(15.00-16.00)
|
Индивидуальные
консультации
психолога
(16.30 – 17.00)
|
Индивидуальные
консультации
учителя ПО МАТЕМАТИКЕ
(15.00-16.00)
|
Занятия в волонтерском отряде.
(13.00-14.00)
| ||||||||
ДЮСШ. Хоккей (1500-16.00)
|
ДЮСШ. Хоккей
(15.00-17.00)
|
ДЮСШ. Хоккей (15-17)
|
Участие в олимпиадах, международных конкурсах, НПК по расписанию
- Лист
индивидуального маршрута обучения (корректировка)
Петрова Ивана Федоровича
ученика 4-г класса МБОУ
Приаргунская СОШ
на 2015-2016 учебный год (1 полугодие)
Учебный
элемент
ебный элемент
|
Тема направления занятий
|
ФИО учителя
|
Кол-во
часов
|
Форма
отчета
|
Подпись
преподавателей
|
УЭ 1
|
1. Действия с многозначными числами (сложение, деление)
|
Иванченко Г.И.
|
4
|
тестирование
| |
УЭ
УЭ 2
|
2.Деление многозначного числа на многозначное
|
Иванченко Г.И
|
5
|
Работа в парах, в группе
| |
УЭ 3
|
3.Умножение многозначного числа на многозначное
|
Иванченко Г.И.
|
4
|
Проверочная работа
| |
ПГ
УЭ 4
|
4. Действия с именованными числами
|
Иванченко Г.И.
|
3
|
Олимпиада
| |
УЭ 5
|
5.Употребление глаголов настоящего времени в английском языке.
|
Макаровская М.И.
|
4
|
Концерт-экспромт
| |
УЭ 6
|
6.Употребление глаголов прошедшего времени в английском языке
|
Макаровская М.И.
|
4
|
Кроссворд
| |
УЭ 7
|
7.Составление тематического рассказа на английском языке по серии сюжетных картин
|
Макаровская М.И.
|
4
|
«Бенефис»
| |
Итого
|
28
|
Кл. рук-ль: ______________/___________ /
Ученик: ________________/____________/
Родитель: _________________/___________/
2. Лист индивидуального образовательного маршрута
ученика 4-г класса
МБОУ Приаргунская СОШ
Петрова Ивана Федоровича
на 2015-2016 учебный год ( 1 полугодие)
Рефлексия
|
Психолого-педагогическая поддержка, кураторство
| |||||||||||||||||||||
Диагности-
ка, анализ.
|
Знаю-умею-достиг
1. Умею:
слушать и слышать; понимать и принимать учебную задачу;
планировать свою работу; высказывать суждения;
четко формулировать свою мысль;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
имею хороший уровень знаний по окружающему миру, красивый каллиграфический почерк.
2.Особый интересвызывает проблема отношения окружающих к людям - инвалидам. 3. Изучил породы собак, разновидности хомячков, умею самостоятельно ухаживать за этими животными;
Мои результаты:
больше не боюсь отвечать в классе на уроке;
сумел преодолеть страх перед уроком русского языка, понял необходимость орфографически-правильного письма, исправил оценку «удов» на «отл.»,
занял 2-ое место на районной НПК с исследовательской работой «Два берега одной реки».
2 место в районной краеведческой олимпиаде «Умники и умницы»;
|
Психолого-педагогической службой выявлены виды одаренности обучающегося: интеллектуальная, креативная.
Задачи куратора: 1. Обеспечить вариативность внеурочной деятельности обучающегося, разнообразие форм публичных выступлений. 2. Составить ИОМ с учетом интересов ребенка.
3 Способствовать повышению уровня самооценки.
4. Развивать навыки исследовательской деятельности. 5. Совершенствовать в дальнейшем творческий потенциал и лидерские качества обучающегося.
6 Организация доп. корректирующих занятий по математике, английскому языку.
| ||||||||||||||||||||
Проектирование
|
Хочу узнать – научиться-достичь
1.Заниматься исследовательской деятельностью в области социальных отношений. 2. Продолжить успешное участие в научно-практических конференциях разного уровня.
3. Выйти на краевой уровень на конкурсе чтецов.
4 Принять участие в краевом «Марафоне занковцев».
| 1. Работа в НИО учащихся начальной школы «Школа творческого мышления». 2. Решение логических и занимательных задач в рамках занятий "Умники и умницы». 3. Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах различных уровней по интересам. | ||||||||||||||||||||
Организа-ция
|
Мои шаги в достижении цели
- чтение дополнительной научной литературы по , - занятие в «Школе творческого мышления»",
-работа в кружках «Умники и умницы»,
в волонтерском отряде «Вместе»,
- работа над проектом «Мы все такие разные»,
- изучение материалов интернета,
- участие в предметных неделях, конкурсах различного уровня, научно-практических конференциях |
- консультации куратора,
- занятия в ДШИ, ДЮСШ | ||||||||||||||||||||
Монито-ринг и анализ
|
Узнал – научился – достиг
1.Мои победы: - ..... место в школьной научно-практической конференции "Шаг в науку" 2. Мои открытия – написание научной работы "Моё родное Приаргунье»" 3.Мои достижения: завершить 2 четверть с 4 по математике.
4. Пройти отборочный тур на районный марафон Занковцев.
|
Работа по данному маршруту должна способствовать развитию познавательных, коммуникативных и творческих способностей обучающегося, повышению уровня самооценки, самоутверждению в коллективе, вызвать интерес к математике, что, в свою очередь позволит достичь хороших успехов в учебной деятельности.
|
Родители ознакомлены: ________________________________ Учитель:______________________________________________
Примерные вопросы для формирования навыков самоанализа:
- Какие цели я ставил перед собой в начале года?
- Какие действия я спланировал для достижения поставленных целей?
- Удалось ли мне реализовать задуманное?
- Чему научился? Что необходимо ещё сделать?
Мониторинг качества выполнения ИОМ
Критерии
|
Показатели
|
Конечный показатель прогрессивного развития
|
Соответствие образовательным стандартам
|
Результаты итоговой и текущей аттестации.
Успеваемость.
Участие в интеллектуальных марафонах, предметных олимпиадах, конкурсах и т.п.
|
Результаты стабильные, или растут
|
Удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса
|
Динамика удовлетворенности учащихся, родителей.
|
Рост удовлетворенности
|
Рост достижений
|
Динамика достижений ученика
|
Положительная динамика, ярко выражен рост личностных достижений (портфолио).
|
Прогнозируемый результат
| ||
Фактический результат
| ||
Примечание
|
Мониторинг осуществляется на уровне работы учителя-предметника.
Ключевые способы диагностики:
Контрольная деятельность зам. директора по УВР (в части планирования работы и реализации мероприятий), взаимооценка (экспертиза) деятельности учителей-предметников (каждый представляет и описывает результаты своей работы за год, педагоги-предметники, которые работают в классе, корректируют), самооценка деятельности учеником и учителем.
Систематическая диагностика удовлетворенности родителей и школьника количеством и качеством проводимых занятий.
Учитель: ___________________________
Ученик: ____________________________
Родители (законные представители): _______________________________
Комментариев нет:
Отправить комментарий