Ребусы

понедельник, 30 октября 2017 г.

Изменение личных местоимений по падежам. Правописание личных местоимений

Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Вид урока: урок-диалог.
Цели:
Образовательная: ознакомление с изменением местоимений по падежам, выработка умения употреблять нужную форму местоимений, умения понимать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач;
Развивающая: обучение анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать; развитие качества личности (активность, коммуникабельность) и навыки культуры труда (организация, планирование), формирование навыков самоконтроля и самооценки деятельности;
Воспитательная: привитие интереса к предмету.
Предметные результаты обучения: умение склонять личные местоимения и правильно употреблять их в речи; умение работать в группе.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, предвосхищают результат, осуществляют пошаговый контроль по результату, совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса.  
Коммуникативные: слушают и понимают речь других, вступают в речевое общение, строят монологическое высказывание,  оказывают в сотрудничестве взаимопомощь, умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, управляют поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.  
Познавательные:  устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; доказывают.
Личностные УУД:  положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания,  умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как  индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков.
Оборудование:  тетради, тетради по чистописанию, таблица «Личные местоимения», запись на доске, карточки для самостоятельной работы, фишки красного, жёлтого и зелёного цветов.
Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге.
Формы работы: общеклассная дискуссия, индивидуальная работа внутри группы, групповая работа, самостоятельная работа.
Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (побуждение, обращение, похвала)
Технологии: ЗОТ (здоровьесберегающие образовательные технологии), игровые технологии, технология деятельностного подхода.
МПС: литературное чтение, ОЗОМ, физическая культура, связь с жизнью.

Ход урока

I.Организационный момент.  
- Ребята, начинаем урок русского языка. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?  

Двадцать пятое февраля.

Классная работа.

II. Проверка домашнего задания  


Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы...
А ты?

- К кому обращается автор с вопросом? Как бы вы ответили на этот вопрос?

III.  Актуализация опорных знаний. Минутка чистописания
  я мы ты вы
(Работа в тетради)

- Что это за слова? 



- Ваши гипотезы (предположения) о происхождении слова местоимение.


            вМЕСТО ИМЕНИ е

- Вместо какого имени? 

(Имени существительного)

Следовательно, у местоимения и существительного будет много общего. 


-Что вы знаете о местоимениях?


Составление кластера на доске



Объясните, как найти в предложениях местоимения. 



Найдите местоимения в этом предложении.



С помощью какого местоимения человек  указывает

 на себя? Несколько человек указывают на 

себя?  







С помощью какого местоимения мы указываем на 

того (тех), к кому обращаемся?  









Местоимение ВЫ может указывать как на нескольких собеседников, так и только на одного. Мы говорим ВЫ незнакомцу или тому, кто старше нас.



С помощью каких местоимений мы указываем на 

того или тех о ком говорят? 






Разделите эти местоимения на группы 


Что общего у местоимений 1 столбика? 2 столбика?


         Как называются такие местоимения?












(Имени существительного)

- Можем ли мы предположить, что личные местоимения будут обладать некоторыми свойствами имени существительного? 








IV. Самоопределение к деятельности


- Как вы думаете, являются ли местоимениями выделенные слова в домашнем упражнении?

Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы...

А ты?

Объясните свой ответ.

Они изменились: 

МЫ - НАМ               ТЫ  -  (С) ТОБОЙ

- Подчеркните местоимения.


Давайте сформулируем тему и задачи нашего сегодняшнего урока.

Изменение личных местоимений по падежам.

 Проверка



Игра на внимание “Хитрые вопросы”.
- Небольшая игра “Хитрые вопросы”:

  1. Мама увидела на столе посуду и спросила: “Эти тарелки и чашки чистые?” Дочь ответила тремя местоимениями. Какими? (вы – мы – ты)
  2. Между какими двумя местоимениями нужно поставить предлог “К”, чтобы получились самые крупные овощи? (ты – к – вы)
- Какова роль местоимений в речи?  Как сильно они изменяются?


Давайте сформулируем тему и задачи нашего сегодняшнего урока.


 Местоимения делают нашу речь разнообразной, 

яркой, помогают избежать повторов. 


Словарный диктант

Работа в парах. Редактирование текста «Лиса»
А теперь отгадайте загадку.

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост ее краса,
А зовут ее... (Лиса).
Редактирование текста «Лиса»

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле лисе это редко удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.
- Прочитайте текст.
- Что вы заметили, какая ошибка допущена? (допущена речевая ошибка, слово лиса часто повторяется).
- Чтобы исправить ошибку, текст нужно отредактировать: заменить имена существительные, которые повторяются слишком часто, местоимениями. Вы – редакторы.

Проверяем!

Про лису дурная слава ходит, будто она кур таскает. Но на деле ей это редко удается. Чаще всего она охотится за мышами. У неё чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.
Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
 оо


Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000013711 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000013695
- Что вы знаете о местоимении? Составьте кластер (работа в группах)
Правила работы в группах Слайд 3.
Проверка. Слайд 4.
- Вы уже поняли, какую частью речи мы будем изучать на уроке?

III. Постановка учебной задачи.
Слайд 5. - Прочитайте предложения. Какие ошибки в них допущены?
Приплыла к он рыбка, спросила: «Чего ты надобно, старче?»
Перед она усердные слуги, она бьет они за чупрун таскает.
Как смеешь ты, мужик, спорить со я, со я, дворянкой столбовою.
-Как надо исправить? Запишите эти предложения.
-Что мы сделали?
- Как изменяются местоимения?
- Что значит «местоимения изменяются по падежам?»
- Что значит просклонять местоимения?
-Итак, какова тема сегодняшнего урока?
Слайд 6. -Тема сегодняшнего урока: «Склонение личных местоимений»
-Какую задачу мы поставим перед собой сегодня?
- находить местоимения;
-определять их лицо и число;
-правильно определять падеж местоимений и правильно употреблять местоимения в речи.

IV. «Открытие» учащимися новых знаний
1. Работа в парах
Слайд 7. Рассмотрите таблицу. Прочитайте (вполголоса) каждый столбик. Вставьте пропущенные местоимения.
Понаблюдайте и сделайте вывод, как изменяется форма местоимение при склонении.
Склонение личных местоимений
ПАДЕЖ
1-е лицо
2-е лицо
3-е лицо


Ед.ч.
Мн.ч.
Ед.ч. Мн.ч.
Ед.ч.
Мн.ч.
И. Кто? Я МЫ ТЫ ВЫ ОН(ОНО) ОНА ОНИ
Р. Кого? Меня Нас Тебя Вас
Ее Их
Д. Кому? Мне

Тебе Вам Ему Ей Им
В. Кого? Меня Нас

Вас Его Ее Их
Т. Кем?

Нами Тобой Вами Им Ею Ими
П. О ком? Обо мне О нас О тебе

О нем О ней О них
Слайд 8. Сделайте вывод.
Личные местоимения изменяются по ____________________. При склонении личных местоимений изменяется ________________________.
2. Правило с.29
Прочитайте правило. Что еще можете добавить к полученным вами выводам?
3. Составление алгоритма определения падежа личных местоимений.
Слайд 9. - Как определить падеж личного местоимения?
- Падеж какой части речи определяете по такому же алгоритму?

ФИЗМИНУТКА
Слайд 12
Я – гладим себя по голове
Ты – показываем соседу ВО! (большой палец кверху)
Мы – руки в стороны

V. Первичное закрепление.
Слайд 14. Вернемся к записанным предложениям.
Укажите падеж местоимений.
Проверка.
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Слайд 15.
Прочитайте текст. Спишите его. Подчеркните местоимения. Укажите падеж.
Обезьяна села на первой перекладине мачты, сняла шляпу и стала зубами и лапами рвать её. Она как будто дразнила мальчика, показывала на него и делала ему рожи. Мальчик пригрозил ей и крикнул на неё. Но она ещё злее рвала шляпу.
VII. Рефлексия.
Слайд 16. - Дополните кластер, который составили в начале урока.
Слайд 17. Вернемся к высказыванию, которое читали в начале урока. Найдите в нем изучаемую сегодня на уроке часть речи. Укажите ее формы.
Слайд 18. Оцените свою работу на уроке по плану:
  • Сегодня на уроке я научился …
  • У меня хорошо получилось …
  • . задание вызвало затруднение, потому что …
  • Мне нужно ещё …

Мной     Нам     О вас   Его   


ПЕчать
кластер
Местоимение  | Часть речи  | указывает на предмет, но не называет его  |  Личные  местоимения | указывают на того, кто говорит  | указывают на того, к кому (к чему) обращаются с речью   указывают на того, о ком  (о чём) говорят ] 
_______________________________ 
               Работа в парах  

            ________________
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле лисе это редко удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут. ]

___________________________________________

Комментариев нет:

Отправить комментарий