Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Вид урока: урок-диалог.
Цели:
Образовательная: ознакомление с изменением местоимений по падежам, выработка умения употреблять нужную форму местоимений, умения понимать учебную задачу через выполнение самостоятельных задач;
Развивающая: обучение анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать; развитие качества личности (активность, коммуникабельность) и навыки культуры труда (организация, планирование), формирование навыков самоконтроля и самооценки деятельности;
Воспитательная: привитие интереса к предмету.
Предметные результаты обучения: умение склонять личные местоимения и правильно употреблять их в речи; умение работать в группе.
Метапредметные (критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: выбирают действия в соответствии с поставленной задачей, предвосхищают результат, осуществляют пошаговый контроль по результату, совместно с учителем и другими учениками дают эмоциональную оценку деятельности класса.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других, вступают в речевое общение, строят монологическое высказывание, оказывают в сотрудничестве взаимопомощь, умеют вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его правила и условия, управляют поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; доказывают.
Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, способность к самооценке своих действий, поступков.
Оборудование: тетради, тетради по чистописанию, таблица «Личные местоимения», запись на доске, карточки для самостоятельной работы, фишки красного, жёлтого и зелёного цветов.
Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге.
Формы работы: общеклассная дискуссия, индивидуальная работа внутри группы, групповая работа, самостоятельная работа.
Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (побуждение, обращение, похвала)
Технологии: ЗОТ (здоровьесберегающие образовательные технологии), игровые технологии, технология деятельностного подхода.
МПС: литературное чтение, ОЗОМ, физическая культура, связь с жизнью.
Ход урока
I.Организационный момент.
- Ребята, начинаем урок русского языка. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?
I.Организационный момент.
- Ребята, начинаем урок русского языка. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?
Двадцать пятое февраля.
Классная работа.
II. Проверка домашнего задания
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы...
А ты?
- К кому обращается автор с вопросом? Как бы вы ответили на этот вопрос?
III. Актуализация опорных знаний. Минутка чистописания
я мы ты вы
(Работа в тетради)
я мы ты вы
(Работа в тетради)
- Что это за слова?
- Ваши гипотезы (предположения) о происхождении слова местоимение.
- Ваши гипотезы (предположения) о происхождении слова местоимение.
-Что вы знаете о местоимениях?
Составление кластера на доске
Составление кластера на доске
- Объясните, как найти в предложениях местоимения.
Найдите местоимения в этом предложении.
С помощью какого местоимения человек указывает
на себя? Несколько человек указывают на
себя?
С помощью какого местоимения мы указываем на
того (тех), к кому обращаемся?
Местоимение ВЫ может указывать как на нескольких собеседников, так и только на одного. Мы говорим ВЫ незнакомцу или тому, кто старше нас.
С помощью каких местоимений мы указываем на
того или тех о ком говорят?
Что общего у местоимений 1 столбика? 2 столбика?
Как называются такие местоимения?
IV. Самоопределение к деятельности
Изменение личных местоимений по падежам.
Местоимения делают нашу речь разнообразной,
яркой, помогают избежать повторов.
Словарный диктант
Работа в парах. Редактирование текста «Лиса»
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле лисе это редко удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.
Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.
оо
(Имени существительного)
- Можем ли мы предположить, что личные местоимения будут обладать некоторыми свойствами имени существительного?
IV. Самоопределение к деятельности
- Как вы думаете, являются ли местоимениями выделенные слова в домашнем упражнении?
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы...
А ты?
Объясните свой ответ.
Они изменились:
МЫ - НАМ ТЫ - (С) ТОБОЙ
Объясните свой ответ.
Они изменились:
МЫ - НАМ ТЫ - (С) ТОБОЙ
- Подчеркните местоимения.
- Давайте сформулируем тему и задачи нашего сегодняшнего урока.
Игра на внимание “Хитрые вопросы”.
- Небольшая игра “Хитрые вопросы”:
- Мама увидела на столе посуду и спросила: “Эти тарелки и чашки чистые?” Дочь ответила тремя местоимениями. Какими? (вы – мы – ты)
- Между какими двумя местоимениями нужно поставить предлог “К”, чтобы получились самые крупные овощи? (ты – к – вы)
- Какова роль местоимений в речи? Как сильно они изменяются?
- Давайте сформулируем тему и задачи нашего сегодняшнего урока.
- Давайте сформулируем тему и задачи нашего сегодняшнего урока.
яркой, помогают избежать повторов.
Словарный диктант
- А теперь отгадайте загадку.
Редактирование текста «Лиса»
Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост ее краса,
А зовут ее... (Лиса).
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле лисе это редко удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.
- Прочитайте текст.
- Что вы заметили, какая ошибка допущена? (допущена речевая ошибка, слово лиса часто повторяется).
- Чтобы исправить ошибку, текст нужно отредактировать: заменить имена существительные, которые повторяются слишком часто, местоимениями. Вы – редакторы.
Проверяем!
Про лису дурная слава ходит, будто она кур таскает. Но на деле ей это редко удается. Чаще всего она охотится за мышами. У неё чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.
оо
Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000013711 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000013695
- Что вы
знаете о местоимении? Составьте кластер
(работа в группах)
Правила
работы в группах Слайд
3.
Проверка.
Слайд 4.
- Вы уже
поняли, какую частью речи мы будем
изучать на уроке?
III.
Постановка учебной задачи.
Слайд
5. - Прочитайте предложения.
Какие ошибки в них допущены?
Приплыла
к он рыбка, спросила: «Чего ты надобно,
старче?»
Перед
она усердные слуги, она бьет они за
чупрун таскает.
Как
смеешь ты, мужик, спорить со я, со я,
дворянкой столбовою.
-Как надо
исправить? Запишите эти предложения.
-Что мы
сделали?
- Как
изменяются местоимения?
- Что
значит «местоимения изменяются по
падежам?»
- Что
значит просклонять местоимения?
-Итак,
какова тема сегодняшнего урока?
Слайд
6. -Тема сегодняшнего
урока: «Склонение личных местоимений»
-Какую
задачу мы поставим перед собой сегодня?
- находить
местоимения;
-определять
их лицо и число;
-правильно
определять падеж местоимений и правильно
употреблять местоимения в речи.
IV.
«Открытие» учащимися новых
знаний
1.
Работа в парах
Слайд
7. Рассмотрите таблицу.
Прочитайте (вполголоса) каждый столбик.
Вставьте пропущенные местоимения.
Понаблюдайте
и сделайте вывод, как изменяется форма
местоимение при склонении.
Склонение личных местоимений | |||||||
ПАДЕЖ |
1-е лицо
|
2-е лицо
|
3-е лицо
|
||||
Ед.ч. |
Мн.ч.
|
Ед.ч. Мн.ч.
|
Ед.ч.
|
Мн.ч.
|
|||
И. Кто? | Я | МЫ | ТЫ | ВЫ | ОН(ОНО) | ОНА | ОНИ |
Р. Кого? | Меня | Нас | Тебя | Вас | Ее | Их | |
Д. Кому? | Мне | Тебе | Вам | Ему | Ей | Им | |
В. Кого? | Меня | Нас | Вас | Его | Ее | Их | |
Т. Кем? | Нами | Тобой | Вами | Им | Ею | Ими | |
П. О ком? | Обо мне | О нас | О тебе | О нем | О ней | О них |
Слайд
8. Сделайте вывод.
Личные
местоимения изменяются по
____________________. При склонении личных
местоимений изменяется ________________________.
2.
Правило с.29
Прочитайте
правило. Что еще можете добавить к
полученным вами выводам?
3.
Составление алгоритма определения
падежа личных местоимений.
Слайд
9. - Как определить падеж
личного местоимения?
- Падеж
какой части речи определяете по такому
же алгоритму?
ФИЗМИНУТКА
Слайд
12
Я –
гладим себя по голове
Ты –
показываем соседу ВО! (большой палец
кверху)
Мы –
руки в стороны
V.
Первичное закрепление.
Слайд
14. Вернемся к записанным
предложениям.
Укажите
падеж местоимений.
Проверка.
VI.
Самостоятельная работа с самопроверкой
по эталону Слайд
15.
Прочитайте
текст. Спишите его. Подчеркните
местоимения. Укажите падеж.
Обезьяна
села на первой перекладине мачты, сняла
шляпу и стала зубами и лапами рвать её.
Она как будто дразнила мальчика,
показывала на него и делала ему рожи.
Мальчик пригрозил ей и крикнул на неё.
Но она ещё злее рвала шляпу.
VII.
Рефлексия.
Слайд
16. - Дополните кластер,
который составили в начале урока.
Слайд
17. Вернемся к высказыванию,
которое читали в начале урока. Найдите
в нем изучаемую сегодня на уроке часть
речи. Укажите ее формы.
Слайд
18. Оцените свою работу
на уроке по плану:
- Сегодня на уроке я научился …
- У меня хорошо получилось …
- …. задание вызвало затруднение, потому что …
- Мне нужно ещё …
ПЕчать
кластер
Местоимение | Часть речи | указывает на предмет, но не называет его | Личные местоимения | указывают на того, кто говорит | указывают на того, к кому (к чему) обращаются с речью | указывают на того, о ком (о чём) говорят ]
_______________________________
Работа в парах
________________
Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле лисе это редко удается. Чаще всего лиса охотится за мышами. У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут. ]
___________________________________________
Комментариев нет:
Отправить комментарий