Разработка примерных индивидуальных образовательных
маршрутов
Сегодня социальный заказ общества на выявление и развитие одаренных
личностей в нашей стране требует дополнительных усилий со стороны
родителей, педагогов, государства. Несмотря на достигнутые позитивные
результаты реализации ФЦП, направленных на работу с одаренными детьми в
РФ, особые условия, развивающая среда для одаренных детей, единая система
работа с одаренными детьми и подростками пока отсутствуют.
Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий обучения и развития одаренных личностей, которые способствовали бы максимальному раскрытию их способностей. На современном этапе развития общества инициируется создание такой модели образования, которая бы обеспечивала развитие каждой личности в максимальном диапазоне ее интеллектуальных и психологических ресурсов. Традиционные формы и методы обучения, ведущие одаренную личность по обобщенному, стандартному, единому для всех образовательному пути, направленные на пассивное усвоение нужных и ненужных знаний, требуют от ребенка лишь усидчивости, не развивая в нем стремления к активности и самореализации. Очевидно, что при максимальном учете индивидуальных особенностей ребенка, для формирования комплекса умений его самосовершенствования (от самопознания до самореализации) в образовании идеальным может считаться индивидуализация образования.
Исследованиями в направлении индивидуальных форм организации обучения занимались многие отечественные и зарубежные ученые — философы, психологи, педагоги. Пока нет устоявшегося, общепринятого понятия "индивидуализация образования". Принято считать, что процесс индивидуализации образования - это процесс образовательного взаимодействия, ориентированный на интересы, активность, инициативность обучающегося и открыто-рефлексивную позицию педагога. Совместная работа педагога и обучающегося направлена на формирование предметных умений и универсальных умений (компетентностей), на получение учебных результатов в продуктивной форме. Об индивидуализации образования упоминается в ряде нормативно- правовых документов РФ: «… обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения… Обучение граждан по индивидуальным учебным в пределах государственного образовательного стандарта… регламентируется уставом образовательного учреждения» (Ст. 50, п. 1 ФЗ РФ " Об образовании»);
«… Развитие общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования…» («Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» - 2020);
«… Новая структура стандарта призвана обеспечить наряду с внедрением компетентностного подхода расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся на основе развития профильного обучения…» («Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики »);
«… Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире…» («Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»). Индивидуализация обучения – это с одной стороны - организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся. С другой - различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно- управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход
1 . Индивидуализированное, функциональное и эффективное образование, успешная подготовка к ГИА и ЕГЭ одаренных детей, в том числе для одаренных детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, одаренных детей, проживающих в труднодоступных и отдаленных местностях, осуществима с помощью индивидуальных образовательных маршрутов обучения. Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно- ориентированный подход в образовании одаренных личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у одаренной личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) )
2 . Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования. Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.)3 , обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект). Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса). Сегодня такие новые явления в образовании, как «индивидуальная образовательная программа», «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальная образовательная траектория», требуют четкого определения. Термин Явление Индивидуальная образовательная программа Программные представления обучающегося о предстоящей образовательной деятельности (учении, обучении, самовоспитании…), её содержании, результатах, времени, месте, средствах и ситуациях взаимодействия с педагогами, обучающимися и другими субъектами Производственная программа педагога Программные представления педагогов о своей педагогической деятельности в отношении отдельных учеников или групп учащихся Индивидуальная образовательная траектория Свершившийся факт, конкретный результат и личный смысл освоения содержания образования Образовательные маршруты Допустимые последовательности освоения компонентов содержания образования (безотносительно к личным смыслам и задачам конкретных обучающихся)
Современное состояние образования характеризуется интенсивным поиском наиболее эффективных форм образовательной деятельности, созданием таких условий обучения и развития одаренных личностей, которые способствовали бы максимальному раскрытию их способностей. На современном этапе развития общества инициируется создание такой модели образования, которая бы обеспечивала развитие каждой личности в максимальном диапазоне ее интеллектуальных и психологических ресурсов. Традиционные формы и методы обучения, ведущие одаренную личность по обобщенному, стандартному, единому для всех образовательному пути, направленные на пассивное усвоение нужных и ненужных знаний, требуют от ребенка лишь усидчивости, не развивая в нем стремления к активности и самореализации. Очевидно, что при максимальном учете индивидуальных особенностей ребенка, для формирования комплекса умений его самосовершенствования (от самопознания до самореализации) в образовании идеальным может считаться индивидуализация образования.
Исследованиями в направлении индивидуальных форм организации обучения занимались многие отечественные и зарубежные ученые — философы, психологи, педагоги. Пока нет устоявшегося, общепринятого понятия "индивидуализация образования". Принято считать, что процесс индивидуализации образования - это процесс образовательного взаимодействия, ориентированный на интересы, активность, инициативность обучающегося и открыто-рефлексивную позицию педагога. Совместная работа педагога и обучающегося направлена на формирование предметных умений и универсальных умений (компетентностей), на получение учебных результатов в продуктивной форме. Об индивидуализации образования упоминается в ряде нормативно- правовых документов РФ: «… обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, на ускоренный курс обучения… Обучение граждан по индивидуальным учебным в пределах государственного образовательного стандарта… регламентируется уставом образовательного учреждения» (Ст. 50, п. 1 ФЗ РФ " Об образовании»);
«… Развитие общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования…» («Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики» - 2020);
«… Новая структура стандарта призвана обеспечить наряду с внедрением компетентностного подхода расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для обучающихся на основе развития профильного обучения…» («Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики »);
«… Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире…» («Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»). Индивидуализация обучения – это с одной стороны - организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся. С другой - различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно- управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход
1 . Индивидуализированное, функциональное и эффективное образование, успешная подготовка к ГИА и ЕГЭ одаренных детей, в том числе для одаренных детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, одаренных детей, проживающих в труднодоступных и отдаленных местностях, осуществима с помощью индивидуальных образовательных маршрутов обучения. Маршрутная система обучения позволяет реализовать личностно- ориентированный подход в образовании одаренных личностей, который максимально учитывает интеллектуальные способности детей, определяет личную траекторию развития и образования. Внедрение маршрутной системы образования позволяет создать такие психолого-педагогические условия, которые обеспечивают активное стимулирование у одаренной личности самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) )
2 . Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования. Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.)3 , обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательный (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностный (специальные педагогические технологии); процессуальный (организационный аспект). Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса). Сегодня такие новые явления в образовании, как «индивидуальная образовательная программа», «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальная образовательная траектория», требуют четкого определения. Термин Явление Индивидуальная образовательная программа Программные представления обучающегося о предстоящей образовательной деятельности (учении, обучении, самовоспитании…), её содержании, результатах, времени, месте, средствах и ситуациях взаимодействия с педагогами, обучающимися и другими субъектами Производственная программа педагога Программные представления педагогов о своей педагогической деятельности в отношении отдельных учеников или групп учащихся Индивидуальная образовательная траектория Свершившийся факт, конкретный результат и личный смысл освоения содержания образования Образовательные маршруты Допустимые последовательности освоения компонентов содержания образования (безотносительно к личным смыслам и задачам конкретных обучающихся)
Уровни индивидуального образования
Универсального рецепта создания индивидуального образовательного
маршрута (ИОМ) в настоящий момент нет. Способ построения ИОМ,
характеризует особенности обучения одаренного ребенка и развития его на
протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный
характер. Невозможно определить этот маршрут на весь период сразу,
поскольку сущность его построения, состоят именно в том, что он отражает
процесс изменения (динамики) в развитии и обучении ребенка, что позволяет
вовремя корректировать компоненты педагогического процесса.
ИОМ, по
мнению С.В. Воробьевой, адекватен личностно-ориентированному
образовательному процессу, но в то же время, не тождественен ему, так как
имеет специфические особенности. Он специально разрабатывается для
конкретного одаренного учащегося. Причем на стадии разработки ИОМ
одаренный учащийся выступает как субъект выбора дифференцированного
образования, предлагаемого образовательным учреждением и как заказчик
образовательных услуг, предъявляя свои образовательные потребности,
познавательные и иные индивидуальные особенности. А на стадии реализации
учащийся выступает как субъект осуществления образования. В этом случае
личностно ориентированный образовательный процесс реализуется как ИОМ
при условии использования функциональных возможностей психолого-
педагогической поддержки. Важно, что поддержка одаренного учащегося в
образовательном процессе трансформирует личностно-ориентированный
образовательный процесс в ИОМ.
Содержание ИОМ определяется
образовательными потребностями, индивидуальными способностями,
интересом и возможностями учащегося (уровнем готовности к освоению
программы) и его родителей в достижении необходимого образовательного
результата, содержанием базовой образовательной программы.
Эффективность разработки ИОМ обуславливается рядом условий:
- осознанием всеми участниками педагогического процесса
необходимости и значимости ИОМ как одного из способов самоопределения,
самореализации и проверки правильности выбора профилирующего
направления дальнейшего обучения;
- осуществлением психолого-педагогического сопровождения и
информационной поддержки процесса разработки ИОМ учащимися;
- активным включением учащихся в деятельность по созданию ИОМ;
- организацией рефлексии как основы коррекции ИОМ.
Развитие ребенка может осуществляться по нескольким образовательным
маршрутам, которые реализуются одновременно или последовательно. Отсюда
вытекает основная задача педагога - предложить обучающемуся спектр
возможностей и помочь ему сделать выбор.
Выбор того или иного ИОМ определяется комплексом факторов:
- особенностями, интересами и потребностями самого ребенка и его
родителей в достижении необходимого образовательного результата;
- возможностями удовлетворить образовательные потребности
одаренной личности;
- ресурсными возможностями.
Выбор ИОМ может осуществляться в трех плоскостях:
Технологическим средством реализации ИОМ является индивидуальная
дополнительная образовательная программа, которая в соответствии с заданной
функцией, чтобы стать адресной, должна обладать следующими
характеристиками:
ВЫБОР ИОМ
Осмысление
дальнейшего пути
получения
образования
(кем быть?,
каким быть?)
Совершенствование в
выбранной сфере
деятельности
(например в
выбранном предмете)
Повышение
функциональной
грамотности по
предмету
- обеспечение реализации права обучающегося и его законных
представителей на выбор темпа достижения личностно-значимого результата,
направления деятельности (содержание программы выполняет функцию
формирующего механизма самообразования и самореализации воспитанника
через комплекс основных видов деятельности, в которых он ощущает себя
свободным в выборе);
- возможность адаптации программы к меняющимся запросам;
- наличие «индивидуальной составляющей» целевого, содержательного
и технологического компонентов, предусматривающей успешность в
образовательном процессе и отражающей интересы, возможности и
потребности одаренной личности;
- ориентация образовательного процесса на продуктивность и
творчество, развитие индивидуальных особенностей одаренных детей и
подростков.
Структура индивидуального образовательного маршрута включает
следующие компоненты:
- целевой (постановка целей получения образования, формулирующихся
на основе государственного образовательного стандарта, мотивов и
потребностей ученика при получении образования);
- содержательный (обоснование структуры и отбор содержания учебных
предметов, их систематизация и группировка, установление межцикловых,
межпредметных и внутрипредметных связей);
- технологический (определение используемых педагогических
технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания);
- диагностический (определение системы диагностического
сопровождения);
- организационно-педагогический (условия и пути достижения
педагогических целей).
При этом педагог выполняет следующие действия по организации данного
процесса:
структурирование педагогического процесса (согласование мотивов,
целей, образовательных потребностей, а, следовательно, и индивидуального
образовательного маршрута с возможностями образовательной среды);
сопровождение (осуществление консультативной помощи при разработке
и реализации индивидуального образовательного маршрута);
регулирование (обеспечение реализации индивидуального
образовательного маршрута через использование адекватных форм
деятельности);
результативный (формулируются ожидаемые результаты).
При построении индивидуального образовательного маршрута Хуторской
А.В. выделяет несколько этапов:
1. Первый этап. Диагностика педагогом уровня развития и степени
выраженности личных качеств учащихся.
На этом этапе проводится конкурс вопросов по темам учебного курса,
тестирование, выбор заданий различного типа.
Существует множество методик диагностики уровня развития
способностей и одаренности.
Диагностика:
образовательных потребностей и мотивов;
предпочитаемых видов деятельности;
начального уровня количества и качества представлений, знаний и
умений;
особенностей нервной системы и стилей переработки информации и
т.д.
Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и
его родителями определяет цели и задачи маршрута, выстраивает систему
общих рекомендаций, включающих:
содержание, подлежащее усвоению;
виды деятельности по усвоению учебного содержания; ожидаемые индивидуальные результаты;
формы контроля.
2. Второй этап. Фиксирование каждым учащимся, а затем и педагогом
фундаментальных образовательных объектов. Знакомство с содержание
учебного предмета в целом, темы, Интернет - урока и т.д. Каждый учащийся
выбирает темы, которые ему предстоит освоить (в знаковой, схематичной,
рисуночной, тезисной форме).
При ознакомлении с содержанием темы и Интернет-урока педагог
определяет:
инвариантное содержание (то есть содержание, обязательное для
ознакомления всеми учащимися;
рубрики и их содержание;
содержание, актуальное для учащихся, обучающихся в рамках того или
иного модуля;
возможные варианты выполнения практических заданий: тренажер,
практикум, лабораторная работа, творческое задание, которые могут быть
предложены разным учащимся и не все обязательны для выполнения.
3. Третий этап. Выстраивание системы личного отношения учащегося с
предстоящей к освоению образовательной областью или темой.
Каждый
ребенок выстраивает свой индивидуальный образ темы (то, как он ее видит в
идеале, в дальнейшем происходит достраивание этого идеала):
определение индивидуальных целей;
отношение к выделенным проблемам;
определение перспектив своей деятельности, прогнозирование
своей успешности и т.д.
Индивидуальный образовательный план
4. Четвертый этап. Выстраивание ИОМ.
Программирование
индивидуальной образовательной деятельности по отношению к «своим» и
общим фундаментальным образовательным объектам. Учащийся с помощью
педагога выступает в роли организатора своего образования: формулировка
цели, отбор тематики, предполагаемые конечные образовательные продукты и
формы их представления, составление учебно-тематического плана, отбор
средств и способов деятельности, выстраивание системы контроля и оценки
деятельности, установление сроков освоения содержания.
Создается
индивидуальная программа обучения на определенный период (занятие, тема,
раздел, курс). Этап предусматривает участие родителей в разработке маршрута,
определении целей в совместной деятельности со своим ребенком.
Учитывая эти особенности одаренных детей, можно очертить круг
методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках
индивидуального образовательного маршрута.
Таблица 1
Используя данную таблицу, при разработке ИОМ можно подобрать
методы работы с одаренным ребенком по индивидуальному образовательному
маршруту и добавить их к традиционным методам из базовой программы.
Примерные варианты документального представления ИОМ.
1. Лист
Индивидуального образовательного маршрута
(заполняется учеником).
5. Пятый этап. Деятельность по одновременной реализации ИОМ
учащихся и общей образовательной программы.
Реализация намеченной
программы в соответствие с основными элементами деятельности: цели – план
– деятельность – рефлексия – сопоставление полученных продуктов с целями –
самооценка. Роль педагога заключается в том, чтобы направить, дать алгоритм
индивидуальной деятельности учащегося, вооружить его соответствующими
способами деятельности, поиском средств работы, выделить критерии анализа
работы, рецензировать, оценить деятельность учащегося. Учащиеся
представляют образовательные объекты, способы работы с ними,
демонстрируют, сопоставляют и обсуждают продукцию.
6. Шестой этап. Демонстрация личных образовательных результатов
учащимися и коллективное их обсуждение.
Педагог демонстрирует идеальные
«продукты» по данной теме: понятия, законы, теории и др. Организуется работа
по выявлению проблем в окружении, элементы которых получены учащимися в
собственной деятельности.
Осуществляется через взаимодействие:
преподаватель – обучающийся;
обучающийся – другие обучающиеся.
Формы взаимодействия:
дискуссии,
проблемные семинары,
творческие мастерские,
конференции и т.д.
7. Седьмой этап. Интеграция с другими специалистами.
Разработчик
маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания
учебно-тематического плана, решает нужно ли для достижения поставленной
цели привлечь к работе с данным учащимся других специалистов.
8. Восьмой этап. Рефлексивно-оценочный этап.
Выявление
индивидуальных и общих образовательных продуктов деятельности (в виде
схем, материальных объектов), фиксирование видов и способов деятельности.
Полученные результаты деятельности сопоставляются с целями
образовательной деятельности ребенка. Каждый учащийся оценивает свою
деятельность и конечный продукт, уровень личных изменений. Сопоставляются
личные заслуги с фундаментальными достижениями в этой области, с
достижениями других. После самооценки и оценки создаются условия для
коррекции и планирования дальнейшей коллективной и индивидуальной
деятельности.
6. Показатели достижения результатов
Форма подведения итогов используемых в индивидуально-
образовательном маршруте для одаренных детей могут быть необычны.
Самооценку своей деятельности по ИОМ учащийся может провести по анкете
самоанализа, а тьютор - опираясь на оценочные таблицы.
Завершением работы по ИОМ может стать портфолио, как одна из
основных форм оценивания достижений человека.
7. Портфолио
(заполняется учеником)
Для максимального раскрытия интеллектуальных способностей
одаренных личностей необходимо создание особой образовательной среды,
которая в наибольшей степени способствовала бы этому, обеспечение доступа
обучающегося к учебной информации. Современные средства и технологии
позволяют это сделать.
Образовательные учреждения, на базе которых создаются дистанционные
школы для одаренных, имеют информационные ресурсы, обеспеченные
средствами удаленного доступа посредством Интернет, основным техническим
средством обучения в этом случае является компьютер.
Учебно-познавательная деятельность в системе дистанционного
образования осуществляется посредством следующих технологий:
1) педагогического общения преподавателя с обучающимся в аудитории
или с использованием электронных средств связи;
2) педагогического общения тьютора с обучающимся в аудитории или с
использованием электронных средств связи;
3) самостоятельной работы обучающегося с учебными материалами.
Основными принципами организации дистанционного обучения по ИОМ
являются:
принцип интерактивности, выражающийся в возможности
постоянных контактов всех участников учебного процесса с помощью
специализированной информационно-образовательной среды (в том числе,
форумы, электронная почта, Интернет-конференции, он-лайн уроки);
принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные
материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы,
в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных
дидактических моделей проведения уроков с применением дистанционных
образовательных технологий и сетевых средств обучения: интерактивных
тестов, тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.;
принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного
процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
принцип модульности, позволяющий использовать ученику и
преподавателю необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные
составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных
планов;
принцип оперативности и объективности оценивания учебных
достижений обучающихся.
При дистанционном обучении используются специализированные
ресурсы Интернет, предназначенные для дистанционного обучения, и иные
информационные источники Сети (электронные библиотеки, банки данных,
базы знаний, информационные системы и т.д.) – в соответствии с целями и
задачами изучаемой образовательной программы и возрастными
особенностями обучающихся.
Кроме образовательных ресурсов Интернет, в
процессе дистанционного обучения могут использоваться традиционные
информационные источники, в том числе учебники, учебные пособия,
хрестоматии, задачники, энциклопедические и словарно-справочные
материалы, прикладные программные средства и пр.
Обучающиеся должны
быть ознакомлены с перечнем обязательных и дополнительных
образовательных ресурсов по осваиваемой образовательной программе. ОУ
обеспечивает каждому обучающемуся в дистанционном режиме возможность
доступа к средствам дистанционного обучения для освоения соответствующей
образовательной программы или ее части. ОУ не берет на себя обязательств по
обеспечению обучающихся аппаратно-программными средствами и каналом
доступа в Интернет.
Использование в процессе информационно-коммуникационных
технологий (ИКТ) обеспечивает создание собственного информационно
коммуникационного пространства каждого одаренного ребенка, в том числе
для одаренных детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, одаренных
детей, проживающих в труднодоступных и отдаленных местностях. На основе
использования информационной образовательной среды как совокупности
современных учебно-методических комплексов предметных дисциплин (блоков
дисциплин) одаренные ребенок может построить свой ИОМ путем создания
информационно-коммуникационного пространства, представляющего собой
совокупность электронных образовательных ресурсов (ЭОР), информационных
ресурсов о своих психических особенностях и организационно-педагогических
условий.
В этом пространстве выполняются различные операции с информацией, а
также устанавливаются связи и осуществляется взаимодействие между любыми
субъектами педагогического поля.
При анализе возможностей использования информационно-
коммуникационных технологий для проектирования и реализации ИОМ будем
опираться на приведенные структурные компоненты ИОМ, а также на
сформулированные в педагогической литературе 5 методологические,
технологические и другие группы принципов проектирования ИОМ.
Наиболее важными среди них являются:
• обеспечение субъектной позиции обучающегося в разработке и
реализации ИОМ, предполагающей привлечение к активному участию
обучающегося в целеполагании, планировании, оценке результатов своей
деятельности, а также в самодиагностике уровня своего развития;
• смещение акцента с обучения на учение, что предполагает перенос
центра тяжести на самостоятельную работу одаренной личности;
• ориентация на творческую переработку новой учебной информации,
предусматривающая наличие специальных учебных заданий на развитие
исследовательских, творческих способностей, мыслительных операций.
Основой конструирования ИОМ по учебному предмету (блоку
предметов) являются:
1) разработанные преподавателем наряду с традиционными
информационными и контролирующими блоками инструктивный и
коммуникативный (организационный) блоки, решающие задачи описания
целей изучения дисциплины для разных типов ИОМ, организационных сторон
его изучения, предъявления различных наборов заданий для самостоятельной работы, а также форм дидактического электронного общения преподавателей с
учащимися;
2) составляющие учебно-методических комплексов как вариативные
ЭОР, в которых вариативность может достигаться разными способами:
содержательная вариативность, стиль изложения учебного материала (уровень
научности), форма предъявления учебного материала, уровень его сложности,
доступности, дидактические задания различной целевой и профессиональной
направленности, технология выполнения лабораторных работ и др.;
3) данные психолого-педагогической диагностики, диагностики
психических особенностей одаренной личности.
За счет вариативности ЭОР конструируемые ИОМ освоения учебного
содержания могут отличаться:
− сочетанием видов, рекомендуемых для освоения образовательных
ресурсов (информационных, практических, лабораторных, диагностических);
− сочетанием средств обучения (справочники, учебники, учебные
пособия, энциклопедии, хрестоматии и т. д.);
− временем, предполагаемым для изучения учебного материала,
порядком его освоения;
− характером помощи преподавателя (тьюторство, консультирование,
проведение специальных занятий и т. д.);
− технологией реализации отдельных компонентов ИОМ;
− уровнем самостоятельности при изучении теоретического материала и
при выполнении практических и лабораторных работ;
- формой отчетности.
Сказанное позволяет уточнить определение понятий «ИОМ» и
«деятельность по проектированию».
ИОМ — конструктивное средство в
дидактической системе образовательного процесса, наполнение структурных
компонентов которого меняется в зависимости от данных психолого-
педагогического сопровождения.
Типовые отличия ИОМ определяются целями и мотивацией одаренной
личности. Проектирование и реализация ИОМ — систематическая
самоуправляемая деятельность одаренного подростка при информационной
поддержке преподавателя (за счет различных средств коммуникации).
Реализация ИОМ одаренных детей и подростков обеспечена на
образовательном портале дистанционной школы НИЯУ МИФИ и
предоставляет следующие возможности:
использование информационного
блока, содержащего учебно-методические комплексы дисциплин;
накопление
базы данных о динамике изменения психических качеств учащегося;
использование указаний по срокам и формам коммуникации с преподавателем;
создание образовательных проектов;
интерактивные возможности,
позволяющие организовать обратную связь, обеспечить диалог участников
образовательного процесса.
В учебном портале преподаватель совместно со учащимися формирует:
− совокупность дополнительных дидактических материалов разной
направленности: предметные, общеучебные, профессионально
ориентированные;
− совокупность диагностических материалов для разных видов контроля
(текущего, тематического, итогового) с разным уровнем сложности заданий
(ориентированных на разный контингент студентов);
− технологическую карту ИОМ, структура которой может быть такой:
психолого-педагогическая характеристика студента; цель индивидуального
изучения курса; основное содержание, дополнительный дидактический
материал; содержание, выносимое на самостоятельное изучение; планируемые
результаты самостоятельной работы; график сдачи индивидуальных заданий и
т. п.
Сущность информационной поддержки преподавателя на различных
этапах проектирования и реализации ИОМ может быть различной 6
[6]:
рефлексия, развитие умений самодиагностики, способствующих пониманию
учащимся себя; проведение занятий, направленных на обобщение и
систематизацию знаний и умений, а также на обучение операциям, входящим в
состав действий обобщения и систематизации; выполнение учащимися
творческих работ; предоставление групповой и индивидуальной
консультативной предметной помощи; помощь в проведении научного
исследования и т. д.
Возможности использования информационно-коммуникационных
технологий для основных этапов реализации ИОМ (независимо от его типа)
показаны в таблице 2.
Таблица 2
Возможности использования ИКТ
для проектирования и реализации ИОМ
Проиллюстрируем проектирование ИОМ по реализации модульных
программ по развитию одаренности у детей и подростков, охватывающие
следующие академические направления: физическое; технологическое.
Для зачисления на обучение в дистанционную школу при НИЯУ МИФИ
родителям (законным представителям) обучающихся, нужно подать заявление
на имя ректора. Зачисление обучающегося на оформляется приказом ректора.
Организация образовательного процесса регламентируется учебным
планом (индивидуальным образовательным маршрутом), годовым
календарным графиком и расписанием занятий.
Для оптимальной организации процесса обучения оформляются
следующие документы:
индивидуальный учебный план (образовательный маршрут)
обучающегося с указанием перечня предметов, изучаемых в дистанционном
режиме, и регламента обучения (объем и продолжительность курса, формы
промежуточной и итоговой аттестации), согласованный с родителями
обучающегося или лицами, их заменяющими;
перечень учителей, осуществляющих обучение в дистанционном
режиме, оформленный приказом ректора, с указанием учебной нагрузки по
каждому обучающемуся;
расписание учебных занятий или график изучения курсов при блочно-
модульной структуре обучения, согласованные с родителями и утвержденные
приказом ректора;
валеологические рекомендации для обучающегося по режиму труда и
отдыха при работе с компьютером.
Обучающийся и педагог могут взаимодействовать в учебном процессе в
следующих режимах:
синхронно, используя средства коммуникации и одновременно
взаимодействуя друг с другом (online);
асинхронно, когда обучающийся выполняет какую-либо
самостоятельную работу (offline), а учитель оценивает правильность ее
выполнения и дает рекомендации по результатам учебной деятельности.
Система взаимодействия может включать либо обе формы
взаимодействия (параллельную и последовательную), либо одну из них. Выбор
формы определяется конкретными видами занятий, объемом курса и
техническими возможностями.
В процессе обучения возможно также взаимодействие обучающихся
(заочные дискуссии, учебный проект и иные виды учебной деятельности),
которое осуществляется в синхронном и асинхронном режиме.
Дистанционное образование предполагает следующие виды учебной
деятельности:
Результаты обучения обучающихся и перечень изученных тем
фиксируются в журналах, оформляющихся на электронных и бумажных
носителях.
Текущий контроль знаний обучающихся в процессе освоения ими
учебных курсов проводится по разделам учебной программы (изученным
темам). Форма текущего контроля знаний, проводящегося по итогам изучения
каждого раздела учебной программы, определяется непосредственно
программой. Данные текущего контроля заносятся в журнал. \
Промежуточная аттестация обучающихся в дистанционном режиме
проводится при обучении по любой образовательной программе.
Промежуточная аттестация обучающихся по итогам изучения курсов в составе
образовательной программы может проводится в очной и заочной формах.
Примерный № 1
Индивидуальный образовательный маршрут обучения
Пояснительная записка.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более
актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в
неординарной творческой личности.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых
детей составляет одну их главных задач совершенствования системы
образования.
Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в
особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей
такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и
мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают
отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не
только к себе, но и к окружающему миру.
Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед
собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к
эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Очень важно, что
возможность индивидуального образование дает большие возможности для
развития детской одаренности.
Чем раньше у ребенка обнаруживаются
способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено
их развитию, тем легче будет ему найти свое призвание. Для развития
одаренности одаренной личности необходимы индивидуальные формы
обучения.
Организация работы по индивидуальному образовательному маршруту
основаны на следующих принципах:
индивидуальный, дифференцированный подход к учебно-
воспитательному процессу, продуктивной, творческой деятельности ученика и
учителя;
вариативность программ, учебных курсов, что позволяющих
реализовывать образовательные потребности обучающихся, их родителей;
качественное обучение, развитие и воспитание учащихся без ущерба
для детского здоровья.
Главное в построенном таким образом учебном процессе – признание за
каждым учеником права на значительную автономию, свой темп работы,
специфические способы овладения знаниями.
Данный образовательный маршрут ориентирован на поддержку и
развитие одаренного ребенка _______________________, направлен на
личностное развитие и успешность, составлен с учетом уровня
подготовленности и направлений интересов по физическому профилю
средствами дистанционной школы при НИЯУ МИФИ.
Целевое назначение:
Создание условий для формирования и развития у
обучающегося интеллектуальных и практических знаний, умений, творческих
способностей, умения самостоятельно приобретать и применять знания для его
последующего профессионального образования.
Задачи:
создание условий для углубления предметных знаний по программе
физики 9-10 классов;
систематизация знаний учащегося по важнейшим вопросам раздела
«Механика» в курсе физики средней общеобразовательной школы;
предоставление учащимся возможности соотнести уровень своих
знаний с уровнем заданий олимпиад и заданий частей В и С из ЕГЭ;
формирование умения применять теоретические знания по физике для
решения физических задач;
овладение алгоритмами и приёмами решения физических задач
повышенного уровня сложности;
развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе
решения физических задач;
вовлечение школьников в олимпиадное движение.
Ожидаемый результат:
Успешное освоение учебных дисциплины ______ в объеме,
предусмотренном выбранным общим учебным планом.
Овладение навыками
самостоятельной работы.
Развитие привычки к самоконтролю и самооценке.
В ходе выполнения индивидуального образовательного маршрута может
возникнуть необходимость его корректировки. Она производится
преподавателем, тьютором и доводится до сведения ребенка и родителей. В
случае, когда корректировка затрагивает существенные черты
образовательного маршрута (отказ от выполнения модулей, затрагивающих
инвариантную часть образования, существенное перераспределение учебного
времени и т.п.), она должна утверждаться администрацией школы и
согласовываться с родителями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий