«Если
мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у детей ЗАВТРА»
Джон Дьюи
как мы учили вчера,
мы украдем у детей ЗАВТРА»
Джон Дьюи
Актуализация
Инклюзивное
образование является одним из основных
направлений модернизации системы
специального образования во многих
странах мира. Согласно Конвенции ООН о
правах инвалидов от 2006 года «Государства-
участники (в том числе и Россия) признают
права инвалидов на образование. В целях
реализации этого права без дискриминации
и на основе равенства возможностей
обеспечивают инклюзивное образование
на всех уровнях» (ст. 24).
Инклюзивное
(франц. inclusif – включающий в себя, от лат.
Include – заключаю, включаю) или включенное
образование – термин, используемый для
описания процесса обучения детей с
особыми потребностями в общеобразовательных
(массовых) школах. В основу инклюзивного
образования положена идея, исключающая
любую дискриминацию детей, которая
обеспечивает равное отношение ко всем
людям, но создает особые условия для
детей, имеющих особые образовательные
потребности.
«Инклюзивное
образование»
-
данным термином в настоящий момент
описывают процесс получения образования
детьми, которые имеют особые образовательные
потребности, но при этом обучаются в
рамках общеобразовательных организаций.
Преобразования,
происходящие сегодня в системе российского
образования, в том числе, развитие
инклюзивной практики, гарантируют
равные права на получение образования
и доступность общего образования для
детей с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ), выбора подходящего им
образовательного маршрута. Сегодня
детям с ОВЗ вовсе не обязательно обучаться
в специальных учреждениях, они могут
получить образование и лучше адаптироваться
к жизни вместе со своими сверстниками
по месту жительства в массовой
общеобразовательной школе, где таким
детям оказывается необходимая специальная
поддержка. Здоровым же детям совместное
обучение
со сверстниками с ОВЗ позволяет развить
толерантность и ответственность –
качества, столь необходимые на сегодняшний
день. При включении детей с ОВЗ в
общеобразовательные учреждения общего
типа перед коллективом ОУ возникают
следующие задачи:
•создание
общего образовательного пространства,
максимально комфортного для всех
учащихся;
•помощь
каждому ребенку в решении актуальных
задач развития, обучения, социализации;
•психологическое
обеспечение адекватных и эффективных
образовательных программ;
•развитие
психолого-педагогической компетенций,
психологической культуры педагогов,
учащихся, родителей.
Введение
ФГОС НОО ОВЗ вступает в силу с 01.09.2016г.,
а значит, и педагогический коллектив
должен ознакомиться с методическими
рекомендациями, указанными в Письме
Министерства образования и науки РФ от
11 марта 2016г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС
ОВЗ» и руководствоваться ими в работе
с детьми с ограниченными возможностями
здоровья.
Главное, что
должен понять каждый учитель, работающий
с детьми с ограниченными возможностями
здоровья, что это особенные дети, очень
нуждающиеся в пошаговом сопровождении,
создании специальных условий. В связи
с этим, считаю необходимым в методических
рекомендациях осветить ключевые вопросы:
условия организации инклюзивной практики
в образовательном учреждении;
основные
принципы и задачи коррекционной работы
с детьми, имеющими ОВЗ, требования к
педагогам, сопровождающих детей в
инклюзивном образовании; особенности
построения современного урока для
обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья в условиях введения ФГОС.
I.
Условия организации инклюзивной практики
в образовательном учреждении.
Для организации
адекватной и эффективной системы
комплексного, в первую очередь
психолого-педагогического сопровождения
инклюзивной практики в образовательном
учреждении необходимо наличие как
«внутренних», так и внешних условий. К
собственно «внутренним» условиям
следует отнести принятие всеми участниками
образовательного процесса философий
и принципов инклюзивного образования,
создания «безбарьерной» образовательной
среды, эффективной деятельности
консилиума ОУ, наличие адекватной и
оптимальной документации и владение
ею всеми специалистами, других необходимых
условий. К «внешним» условиям, необходимым
для организации деятельности инклюзивного
образовательного учреждения, относятся:
-
системность
развития инклюзивного образования в
регионе – наличие
образовательных
учреждений разных ступеней образования
(инклюзивная
образовательная
вертикаль: система ранней помощи –
вариативность форм включения ребенка
с ОВЗ в ДОУ – организация инклюзивной
вертикали в средней общеобразовательной
школе – в ее начальном и среднем звене,
а также аналогичные «звенья» в специальной
(коррекционной) школе);
-
преемственность
и взаимодействие между отдельными
звеньями этой вертикали;
-
наличие
в регионе структур, оказывающих
эффективную методическую,
организационную
поддержку и сопровождение инклюзивных
ОУ (в ПМСС-центрах);
-
создание
и функционирование регионального Совета
по инклюзивному
образованию;
-
взаимодействие
с социальными партнерами.
Среди
«внутренних» условий организации
инклюзивной деятельности ОУ по
сопровождению ребенка с ОВЗ необходимо
выделить организационные,
кадровые и средовые:
-
Сотрудничество
с ПМСС центром и, созданными в них,
психолого-медико-
педагогическими
комиссиями (ПМПК);
-
Взаимодействие
с другими инклюзивными и специальными
учреждениями
вертикали
или сети (детский сад, школа, и т.п.), в
том числе взаимный обмен
технологиями,
материалами, информацией и документами;
-
Наличие
подготовленных для реализации задач
инклюзивного образования кадров;
-
Разработка
приемов, методов и форм повышения
профессиональной компетентности
специалистов;
-
Наличие
команды специалистов сопровождения:
координатор (завуч) по
инклюзии,
психолог, специальный педагог, логопед,
социальный педагог, помощник учителя
(тьютор) и др.;
-
Организация
деятельности этих специалистов как
психолого-медико-педагогического
консилиума (ПМПк) образовательного
учреждения с соответствующими выделенными
задачами;
-
Архитектурные
преобразования, включая безбарьерную
среду;
-
Наличие
специального оборудования и средств,
модулирующих образовательное пространство
класса /группы.
II.
Основные принципы и задачи коррекционной
работы с детьми, имеющими ОВЗ.
Комплектование
инклюзивных классов осуществляется на
основании заключения городской ПМПК
при обязательном согласии родителей
(законных представителей) и наличии в
учреждении необходимых условий,
включающих кадровое обеспечение
специалистами, имеющими право на ведение
профессиональной деятельности в сфере
коррекционного обучения, службу
сопровождения, учебно-методическое
обеспечение и развитую материально-
техническую базу.
В образовательном
учреждении всем ходом инклюзивного
образования руководит школьный
психолого-медико-педагогический
консилиум (ПМПк). Он же осуществляет
необходимые изменения образовательных
маршрутов школьников, если в этом
возникает необходимость (прохождение
дополнительной диагностики (при ее
необходимости или для уточнения
индивидуального образовательного
маршрута), посещение дополнительных
занятий, контролирует результативность
обучения и психолого-медико- педагогического
сопровождения). Классы инклюзивного
обучения объединяют самых разных детей,
заметно отличающихся друг от друга.
Инклюзивное
обучение основывается на специальных
дидактических принципах, которые
необходимо соблюдать при планировании
и организации уроков. Принцип –
руководящая идея, основное правило
деятельности.
1.
Принцип педагогического оптимизма.
Специальная
педагогика исходит из того, что учиться
могут все дети. Принцип педагогического
оптимизма опирается на идею Л.С. Выготского
о «зоне ближайшего развития» ребенка,
свидетельствующую о ведущей роли
обучения в его развитии и позволяющую
прогнозировать начало, ход и результаты
индивидуальной коррекционно-развивающей
программы. Принцип педагогического
оптимизма не принимает теорию «потолка»,
согласно которой развитие человека
застывает как бы на достигнутом уровне,
выше которого он не в состоянии подняться.
2.
Принцип ранней педагогической помощи.
Современная
специальная педагогика считает одним
из ключевых условий успешной коррекционно-
педагогической помощи обеспечение
раннего выявления и ранней диагностики
отклонений в развитии ребенка для
определения его особых образовательных
потребностей.
3.
Принцип
коррекционно-компенсирующей направленности
образования.
Этот принцип
предполагает опору на здоровые силы
обучающегося, воспитанника, построение
образовательного процесса с использованием
сохранных анализаторов, функций и систем
организма в соответствии со спецификой
природы недостатка развития.
4.
Принцип социально-адаптирующей
направленности
образования
позволяет
преодолеть или значительно уменьшить
«социальное выпадение», сформировать
различные структуры социальной
компетентности и психологическую
подготовленность к жизни в окружающей
человека социокультурной среде.
5.
Принцип развития мышления, языка и
коммуникации как средств специального
образования.
Свои
специфические проблемы в развитии речи,
мышления, коммуникации существуют у
всех категорий детей и подростков с
ограниченными возможностями здоровья,
поэтому важнейшей общей для них
образовательной потребностью является
потребность в коррекционно- педагогической
помощи по развитию речи, мышления и
общения.
6.
Принцип деятельностного подхода в
обучении и воспитании.
В специальном
образовании распространена коллективная
предметно- практическая деятельность
под руководством педагога (работа
«парами», «подгруппами»), которая создает
естественные условия для мотивированного
речевого общения, постоянно воспроизводя
потребность в таком общении.
Психологи
утверждают, что от услышанного учащимся
в течение урока в памяти остаётся меньше
10% содержания, от воспринятого через
чтение – 30%, при наблюдении предмета
(опора на наглядность) в памяти остаётся
примерно 37% воспринятого. Практические
же действия с учебным материалом
оставляют в памяти детей до 70% информации.
Урок тогда
будет эффективен, когда на нём будет
учительско – ученическая деятельность.
Это достигается практическими
самостоятельными методами и приёмами.
Если обучение строится только на
интересе, то на практике это оказывается
профанацией педагогического процесса.
Нужно уметь строить учебно – воспитательный
процесс исходя из его закономерностей.
Ученик должен захотеть усваивать учебный
материал. Нужно втянуть его в процесс
учёбы, чтобы он не мог не работать. Это
и есть профессионализм в организации
ученической деятельности, основанной
на самостоятельной деятельности учащихся
под незаметным руководством учителя.
Пути такой
работы:
- формирование
интереса только через деятельность
самих ребят;
- отказ от
излишней словесной педагогики;
-
мотивация деятельности является решающим
условием в успехе хорошего урока;
-
перевод внешних мотивов во внутренние,
появление у детей желания учиться.7.
Принцип дифференцированного и
индивидуального подхода.
Дифференцированный подход к детям и
подросткам с особыми образовательными
потребностями в условиях коллективного
учебного процесса обусловлен наличием
вариативных типологических особенностей
даже в рамках одной категории нарушений.
Индивидуальный подход является
конкретизацией дифференцированного
подхода. Он направлен на создание
благоприятных условий обучения,
учитывающих как индивидуальные 24
особенности каждого ребенка, так и его
специфические особенности, свойственные
детям с данной категорией нарушения
развития.
8.
Принцип необходимости специального
педагогического руководства.
Учебно-познавательная
деятельность ребенка с любым отклонением
в развитии отличается от учебно-познавательной
деятельности обычного ребенка и требует
постоянного и терпеливого руководства
со стороны педагогов. Для учителя главная
трудность на уроке состоит в том, чтобы
соотнести индивидуальные возможности
детей с ограниченными возможностями
здоровья с необходимостью выполнения
образовательного стандарта.
9.
Проявление педагогического такта.
Постоянное
поощрение за малейшие успехи, своевременная
и тактическая помощь каждому ребёнку,
развитие в нём веры в собственные силы
и возможности.
III.
Требования к педагогам, сопровождающих
детей в инклюзивном образовании.
В образовательных
учреждениях, где обучаются дети с
ограниченными возможностями здоровья,
предъявляются новые и более высокие
требования ко всем педагогам, работающим
в школе.
В работе с
педагогами, работающими с ребенком с
ограниченными возможностями здоровья,
особую актуальность приобретает развитие
следующих интегральных характеристик:
- направленность на ребёнка, включающую в себя:
-
положительное отношение к детям с
ограниченными возможностями здоровья
и готовность работать с ними;
-
стратегию сотрудничества с родителями,
воспитывающими детей с ограниченными
возможностями здоровья;
2) интеллектуальная
гибкость:
-
навыки разработки индивидуальных
маршрутов для детей с ограниченными
возможностями здоровья;
3) профессиональная
компетентность:
-
знания и навыки, необходимые для работы
в междисциплинарных командах;
-
знания специальных технологий
сопровождения ребенка с ограниченными
возможностями здоровья;
-
навыки проведения педагогической
диагностики для построения траектории
индивидуального образовательного
маршрута для ребенка с ограниченными
возможностями здоровья;
4) поведенческая
гибкость:
-
навыки сопровождения ребенка с ОВЗ по
индивидуальному образовательному
маршруту;
-
знание методик работы с детьми с
ограниченными возможностями здоровья.
Учитель становится координатором
инклюзивного процесса в классе в
сотрудничестве со всеми участниками
воспитательно-образовательного процесса:
командой специалистов, администрацией,
родителями и учащимися.
Для учителя
в инклюзивной образовательной среде
важно владеть практикой в самостоятельной
исследовательской деятельности, навыками
разработки поурочных планов для
конкретного класса, а также для конкретного
ребенка, умениями творчески перерабатывать
учебный план и адаптировать свои методы
обучения к особенностям учеников.
Для
квалифицированного решения коррекционных
задач, связанных с обучением ребенка с
ограниченными возможностями здоровья,
оказывать помощь учителю в инклюзивном
пространстве обязательно должны такие
специалисты, как учитель-дефектолог,
учитель-логопед, педагог ЛФК, социальный
педагог, тьютор.
Тьютор
(англ. tutor – наставник,
опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь,
оберегаю) – новая специальность в
российском образовании.
Тьюторство
как педагогическая деятельность
становится в условиях инклюзивной школы
важным ресурсом для создания эффективной,
гибкой, ориентированной на ребенка
системы сопровождения. Тьюторство может
способствовать развитию не только более
индивидуализированного обучения, но и
воспитания, где тьютор содействует
максимальному раскрытию личности
обучаемого, формированию его мотивов
и ценностей. Работа
тьютора ориентирована на построение и
реализацию персональной образовательной
стратегии, включая реализацию
адаптированной образовательной программы
или специальной индивидуальной программы
развития и учитывающей личный потенциал
ученика с ОВЗ, образовательную и
социальную инфраструктуру и задачи
основной деятельности.
Задача
тьютора состоит в организации обучения
(подготовка дидактических материалов
для урока, транслирование заданий
учителя, сопровождение и организация
занятости ребенка при необходимости
покинуть класс) и воспитании (организация
коммуникации с одноклассниками на
переменах, включение ребенка с учетом
его интересов и особенностей в социальные
проекты). В инклюзивном образовании
тьютор, кроме сказанного выше, это
специалист, который организует условия
для успешной интеграции ребенка с ОВЗ
в образовательную и социальную среду
образовательного учреждения. В тесном
активном сотрудничестве с учителем,
специалистами и родителями тьютор может
создать для ребенка благоприятную среду
для успешной учебы и социальной адаптации.
Тьютор
может выполнять следующие функции:
-
педагога сопровождения, воспитателя,
который оказывает помощь, выполняет
рекомендации ПМПк, ведет
педагогическую и воспитательную работу,
обеспечивает поддержку педагогов,
специальных педагогов, психологов,
других
необходимых ребенку специалистов на
каждом этапе образовательного процесса;
включает ребенка с ОВЗ в детский
коллектив, организует ситуацию поддержки
ребенка с ОВЗ. Помогает всем участникам
образовательного процесса осознать,
какую помощь можно оказать ребенку с
ОВЗ и как правильно это сделать. Полный
функционал тьютора представлен в
должностной инструкции Приложение
1.
IV.
Особенности построения современного
урока для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в условиях
введения ФГОС.
В
настоящее время с введением ФГОС
актуальным в образовательном процессе
становится использование в обучении
приемов и методов, которые формируют
умения самостоятельно добывать знания,
собирать необходимую информацию,
выдвигать гипотезы, представлять
доказательства, делать выводы и
умозаключения. А это значит, что у
современного ученика должны быть
сформированы универсальные учебные
действия, обеспечивающие способность
к организации самостоятельной учебной
деятельности.
Обучающиеся
с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно
добывать знания и активно участвовать
в их совершенствовании. При умственном
напряжении они просто сразу отказываются
работать: "Я не могу. Я не знаю".
Из-за низкого уровня протекания
мыслительных процессов и навыков
коммуникации не могут найти границы
между знанием и незнанием. Не в состоянии
поставить цель. На этапе самоконтроля
чаще всего паникуют. Также затрудняются
подвести итог - забыли, какие задачи
ставили в начале урока (понимание
приходит в 3-4 классе). Для детей с ОВЗ
школа должна стать не источником
информации, а учить ориентироваться в
информационном пространстве и добывать
нужную информацию самостоятельно.
Учитель играет направляющую роль.
Признанным
подходом в обучении детей выступает
системно-деятельностный, т.е. учение в
форме проектной деятельности, которая
предполагает:
-
применение активных форм познания:
наблюдение, опыты, учебный диалог и др.;
-
соотносить результат деятельности с
поставленной целью, определять своё
знание и незнание и др.;
-
создание условий для развития рефлексии
– способности осознавать и оценивать
свои мысли и действия как бы со стороны.
В соответствии
с новыми стандартами, прежде всего,
необходимо усилить мотивацию наших
детей к познанию окружающего мира,
продемонстрировать им, что школьные
занятия – это не получение отвлеченных
от жизни знаний, а наоборот - необходимая
подготовка к жизни, её узнавание, поиск
полезной информации и навыки ее применения
в реальной жизни.
Большая часть
времени на уроке (20-30 минут) должна быть
посвящена изучению нового материала
("учить на уроке"). Чтобы новое
прочно усвоилось, надо определить его
в зону ближайшего развития, привязать
к старому, знакомому, которое вспоминается
(актуализируется) перед объяснением.
Контрольная функция в уроке - это
постоянная обратная связь "ученик -
учитель". Закрепление проводится в
форме повторения и применения знаний.
Все это, вместе взятое, и образует
оптимальную систему урока, наиболее
коротким путем ведущую учащихся к цели.
Качество
любого урока в значительной мере
определяется тщательностью подготовки
к нему учителя.
Результативность
урока во многом зависит от постановки
конкретных целей и задач. Учителя
коррекционной школы также, как и
общеобразовательной школы ставят
триединую задачу: образовательную,
воспитательную и коррекционно-развивающую.
Отличие
заключается в том, что коррекционно-развивающей
задаче уделяется больше внимания.
Образовательная
задача
должна определять задачи усвоения
учебного программного материала,
овладения детьми определенными учебными
знаниями, умениями и навыками. Формулировка
отражает содержание занятия.
Образовательная:
- формировать (формирование) у учащихся представления о …;
- выявить (выявлять)…;
- знакомить, познакомить, продолжать знакомить…;
- уточнить…;
- расширить…;
- обобщить…;
- систематизировать…;
- дифференцировать…;
- учить применять на практике…;
- учить пользоваться…;
- тренировать…;
- проверить…
Воспитательная
задача
должна определять задачи формирования
высших
ценностей, совершенствования моделей
поведения, овладения детьми коммуникативными
умениями, развития социальной активности
и т.д.
Воспитательная:
- воспитывать наблюдательность;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать настойчивость и терпение;
- воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)
Коррекционно-
развивающая
задача
должна четко ориентировать педагога
на развитие психических процессов,
эмоционально-волевой сферы ребенка, на
исправление и компенсацию имеющихся
недостатков специальными педагогическими
и психологическими приемами. Эта задача
должна быть предельно конкретной и
направленной на активизацию тех
психических функций, которые будут
максимально задействованы на уроке.
Реализация коррекционно-развивающей
задачи предполагает включение в урок
специальных коррекционно-развивающих
упражнений для совершенствования высших
психических функций, эмоционально-волевой,
познавательной сфер и пр., включение
заданий с опорой на несколько анализаторов
и пр.
Коррекционно-развивающая:
- корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения…;
- коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение…;
- коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)…;
- коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной) …;
- коррекция и развитие зрительных восприятий…;
- развитие слухового восприятия…;
- коррекция и развитие тактильного восприятия…;
- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)…;
- коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)…;
- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства…)
Как определить
коррекционно-развивающую задачу?
Педагог, планируя урок, должен задуматься:
«По каким направлениям будет проходить
коррекционная работа на уроке в связи
с изучаемым материалом?». В помощь
учителям рекомендуются основные
направления коррекционной работы.
Как определить
коррекционно-развивающую задачу (цель)
урока?
1. Совершенствование
движений и сенсомоторного развития
|
-
развитие мелкой моторики кисти и
пальцев рук;
-
развитие навыков каллиграфии;
-
развитие артикуляционной моторики
|
2.
Коррекция отдельных сторон психической
деятельности
|
-
развитие зрительного восприятия и
узнавания; развитие зрительной памяти
и внимания;
-
формирование обобщённых представлений
о свойствах предметов (цвет, форма,
величина);
-
развитие пространственных представлений
ориентации;
-
развитие представлений о времени;
-
развитие слухового внимания и памяти;
развитие
фонетико-фонематических представлений,
формирование звукового анализа.
|
3.
Развитие
основных мыслительных операций
|
-
навыков соотносительного анализа;
-
навыков группировки и классификации
(на базе овладения основными родовыми
понятиями);
-
умения работать по словесной и
письменной инструкции, алгоритму;
-
умения планировать деятельность;
- развитие
комбинаторных способностей. |
4.
Развитие
различных видов мышления:
|
-
развитие наглядно-образного мышления;
- развитие
словесно-логического мышления (умение
видеть и устанавливать логические
связи между предметами, явлениями и
событиями). |
5.
Коррекция
нарушений в развитии эмоционально-личностной
сферы
|
релаксационные
упражнения для мимики лица, драматизация,
чтение по ролям и т.д. |
6.
Развитие
речи, овладение техникой речи.
|
-
чистоговорки, скороговорки;
- составление
рассказа по картинке (серии картинок) |
7.
Расширение
представлений об окружающем мире и
обогащение словаря.
|
-
презентации, видеофильмы;
-
дидактические игры со словами
(анаграммы, загадки и т.д) |
8.
Коррекция
индивидуальных пробелов в знаниях.
|
|
У большинства
учеников с ОВЗ отмечается недостаточный
уровень познавательной активности,
незрелость мотивации к учебной
деятельности, сниженный уровень
работоспособности и самостоятельности.
Поэтому поиск и использование активных
форм, методов и приёмов обучения является
одним из необходимых средств повышения
эффективности, как образовательного
, так и коррекционно-развивающего
процесса.
Активные
методы обучения
– это методы, побуждающие учащихся к
активной мыслительной и
практической деятельности
в процессе овладения учебным материалом.
Так
в начале урока
активные методы позволяют создать
психологический настрой обучающихся
на занятие, способствует формированию
исходной мотивации, вовлечению всех
обучающихся в учебный процесс, созданию
ситуации успеха. С этой целью в начале
урока могут использоваться различные
приветствия:
Когда
встречаем мы рассвет,
Мы
говорим ему… (дети хором) ПРИВЕТ!
С улыбкой
солнце дарит свет,
Нам посылая
свой… (дети хором) ПРИВЕТ!
При встрече,
через много лет
Вы крикните
друзьям… (дети хором) ПРИВЕТ!
И улыбнуться
вам в ответ
От слова
доброго… (дети хором) ПРИВЕТ!
И вы запомните
совет:
Дарите всем
друзьям… (дети хором) ПРИВЕТ!
Для активизации
деятельности
учащихся с ОВЗ можно использовать
следующие
активные
методы и приёмы обучения:
-
использование
сигнальных
карточек при выполнении заданий (с одной
стороны на ней изображен плюс, с другой
– минус; круги разного цвета по звукам,
карточки с буквами). Дети выполняют
задание, либо оценивают его правильность.
Карточки могут использоваться при
изучении любой темы с целью проверки
знаний учащихся, выявления пробелов в
пройденном материале. Удобство и
эффективность их заключаются в том, что
сразу видна работа каждого ребёнка.
-
использование вставок на интерактивную
доску (буквы, слова) при выполнении
задания, разгадывания кроссворда и т.
д. Детям очень нравится соревновательный
момент в ходе выполнения данного вида
задания, т. к., чтобы прикрепить свою
карточку на доску, им нужно правильно
ответить на вопрос, или выполнить
предложенное задание лучше других.
-
использование картинного материала
для смены вида деятельности в ходе
урока, развития зрительного восприятия,
внимания и памяти, активизации словарного
запаса, развития связной речи.
-
активные методы рефлексии. В современной
педагогической науке под рефлексией
обычно понимают самоанализ деятельности
и её результатов. Активные методы
позволяют эффективно, грамотно и
интересно в форме игры подвести итоги
урока и завершить работу.
Приведу
пример рефлексивного приема «Солнышко
и туча».
Цель:
выявить уровень удовлетворенности
своей работы на уроке учащимися.
Проведение:
каждый ученик подходит к своему солнышку
и накладывает сверху тучу, если у него
опасения
были напрасны.
Оценка
результата: преобладание солнышек над
тучами позволяет сделать вывод о том,
что урок был плодотворным, интересным
и цели были достигнуты.
Наглядность
материала повышает его усвоение, т.к.
задействованы все каналы восприятия
учащихся – зрительный, механический,
слуховой и эмоциональный. Доказано, что
человек
запоминает
20% услышанного и 30% увиденного, и более
50% того, что он видит и слышит одновременно.
Таким образом, облегчение процесса
восприятия и запоминания информации с
помощью ярких образов - это основа любой
современной презентации. Использование
мультимедийной презентации открывает
большие перспектива для:
-
повышения интереса учащихся к учению,
воспитания потребности приобретать
новые знания;
-
создание доброжелательной атмосферы,
активного творческого труда;
-смены
форм деятельности, учета
психолого-педагогических особенностей
младших школьников;
-
стимулирования познавательного мышления
учеников;
-
наглядных методов обучения, использование
игровых моментов в обучении.
Мультимедийная
презентация помогает учителю в реализации
учебной задачи. Так, например, при
написании изложения младший школьник
часто испытывает затруднения: запомнить
последовательность событий, воспроизвести
письменный пересказ. И совсем другое
дело, когда учитель знакомит с изложением,
проводит предварительную подготовку
к нему через мультимедийную презентацию.
Свой опыт работы я представила на сайте
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/01/12/izlozhenie-3-klass-puteshestvennitsa-prezentatsiya
В
компетенции учителя, работающего с
детьми с ограниченными возможностями,
входит знание психологических и
возрастных особенностей обучающихся.
Игра является ведущей деятельностью
дошкольника, и значит, младшего школьника
легче включить в учебную деятельность
через игровые методы и приемы. Одним из
ведущих инструментариев учителя
начальных классов является дидактическая
игра.
Дидактическая
игра отличается от обыкновенной игры
тем, что участие в ней обязательно для
всех учащихся. Её правила,
содержание,
методика проведения разработаны так,
что для некоторых учащихся, не испытывающих
интереса к предмету, дидактические игры
могут послужить отправной точкой в
возникновении этого интереса. Игровые
действия, при помощи которых решаются
те или иные умственные задачи, поддерживают
и усиливают интерес к изучаемому
предмету, помогают преодолевать трудности
в овладении данного предмета. Разнообразие
дидактических игр позволяет их
использовать на всех этапах урока в
рамках любого преподаваемого урока.
Приложение 2.
Такая работа
должна рассматриваться как могущественный,
незаменимый рычаг умственного развития
ребенка, как вид деятельности, организуемый
в процессе обучения с целью развития
памяти и других познавательных процессов.
Сочетая предметное, метапредметное,
личностное, коррекционное и развивающее
направления, опираясь педагогические
методы и приемы, учитель организует
коррекционно-образовательный процесс
и управление познавательной деятельностью.
Используя простые игровые приемы в
работе с обучающимся с ограниченными
возможностями, мы даем максимально
возможную работу по «добыванию» знаний.
Заключение
Таким образом,
для внедрения инклюзивной среды в
общеобразовательное учреждение
необходимо создать условия организации
инклюзивной практики, использовать
основные принципы коррекционной работы
с детьми с ОВЗ, подобрать педагогические
кадры, обладающие необходимыми
характеристиками, учитывать особенности
построения современного урока для
обучающихся с ОВЗ. Работа педагогического
коллектива в общеобразовательной
организации должна быть направлена на
достижение главной цели, указанной в
ФГОС НОО ОВЗ: социализация детей и
адаптация их в самостоятельной жизни.
Приложение
1
Пример
должностной инструкции тьютора
Должностная
инструкция тьютора
(педагога сопровождения детей с особыми образовательными потребностями)
(педагога сопровождения детей с особыми образовательными потребностями)
"____"_______________20_____ г.
№____
I.
Общие положения
1.1.
Тьютор относится к категории специалистов.
1.2.
На должность тьютора назначается лицо,
имеющее педагогическое образование,
квалификационную категорию и специальную
курсовую подготовку ( не менее 72 часов).
1.3.
Освобождение от должности производится
приказом руководителя образовательного
учреждения.
1.4.
Тьютор подчиняется руководителю
образовательного учреждения и курирующему
работу тьюторов заместителю руководителя
образовательного учреждения в полном
объеме, членам администрации в соответствии
с их полномочиями.
1.5.
В своей деятельности тьютор руководствуется:
-
нормативными документами по вопросам
выполняемой работы;
-
методическими материалами, касающимися
соответствующих вопросов;
-
уставом образовательного учреждения;
-
приказами и распоряжениями руководителя
образовательного учреждения;
-
правилами трудового распорядка;
-
положением об инклюзивном классе;
-
настоящей должностной инструкцией.
1.6.
Тьютор должен знать:
-
Конституцию Российской Федерации (РФ);
-
законы РФ, постановления и решения
Правительства РФ и региональных органов
управления образованием по вопросам
образования и воспитания обучающихся;
-
педагогику, педагогическую психологию,
принципы дидактики, достижения современной
психолого-педагогической науки и
практики;
-
основы физиологии и гигиены, экологии,
экономики, права, социологии;
-
законы РФ, постановления и решения
Правительства РФ и органов управления
образованием по вопросам образования;
-
Конвенцию о правах ребенка;
-
принципы дидактики;
-
основы педагогики и возрастной психологии;
-
общие и частные технологии преподавания;
-
методики владения и принципы методического
обеспечения учебного предмета или
направления деятельности;
-
систему организации образовательного
процесса в ОУ.
II.
Должностные обязанности
2.1.
Соблюдает права и свободы обучающихся,
определенные Конвенцией ООН о правах
ребенка, Федеральным законом "Об
образовании в Российской Федерации",
уставом школы, другими локальными
актами, регламентирующими деятельность
учащегося в образовательном процессе.
2.2.
Обеспечивает охрану жизни и здоровья
учащихся наравне с классным руководителем
в период нахождения ребенка в
образовательном учреждении.
2.3.
Соблюдает санитарно-гигиенические
требования на уроке и во внеурочное
время.
2.4.
Обеспечивает учебную дисциплину и
контролирует режим посещения подопечными
учебных занятий в соответствии с
расписанием.
2.5.
Активно взаимодействует со школьным
психологом, логопедом, дефектологом,
медицинскими работниками,
учителями-предметниками, классным
руководителем и другими специалистами.
2.6.
Осуществляет организационную и
методическую помощь учителю в обучении
детей с особыми образовательными
потребностями в инклюзивном классе.
2.7.
Согласовывает образовательную
деятельность учащихся с учителями.
2.8.
Для выполнения образовательных задач
использует приемы, методы и средства
обучения, соответствующие уровню
подготовки учащихся с особыми
образовательными потребностями и
согласованные с учителями и родителями
детей.
2.9.
Помогает адаптировать учебные программы
под соответствующие образовательные
возможности учащихся с особыми
образовательными потребностями.
2.10.
Осуществляет индивидуальное обучение
учащихся с особыми образовательными
потребностями в соответствии с учебной
программой класса в случаях, когда
обучение учеников в классе временно
невозможно.
2.11.
Осуществляет связь с родителями
(законными представителями), оказывает
им консультативную помощь, информирует
(через учителя или лично) о ходе и
перспективах освоения предметных знаний
учащимися.
2.12.
Аккуратно, систематически работает со
школьной документацией в соответствии
с требованиями образовательного
стандарта, на основе положения о классах
инклюзивного обучения.
2.13.
При необходимости ведет коррекционно-развивающую
работу, принимает участие в педагогических
консилиумах, педсоветах.
2.14.
Участвует в работе м/о по повышению
методического мастерства, в разработке
методической темы, проведении семинаров
и др.
2.15.
Систематически повышает свою квалификацию
путем самообразования и курсовой
подготовки не реже одного раза в 5 лет.
2.16.
Соблюдает правила и нормы охраны труда,
техники безопасности и противопожарной
защиты.
III.
Права
Тьютор
имеет право:
3.1.
Участвовать в управлении школой через
общественные органы управления в
порядке, определяемом уставом учреждения.
3.2.
Защищать свою профессиональную честь
и достоинство.
3.3.
Выбирать формы, методы, приемы обучения
и воспитания (в соответствии с
государственным образовательным
стандартом, концепцией развития класса
инклюзивного обучения).
3.4.
Вносить предложения по совершенствованию
образовательного процесса, режима
работы школы, улучшению сотрудничества
с родителями.
3.5.
Присутствовать на родительских собраниях,
на занятиях других учителей.
3.6.
Аттестоваться на добровольной основе
на соответствующую квалификационную
категорию и получить ее в случае успешного
прохождения аттестации.
3.7.
Иметь установленный в начале учебного
года объем учебной нагрузки, который
не может быть уменьшен в течение учебного
года по инициативе администрации, за
исключением случаев сокращения количества
часов по учебным планам и программам,
а также количества классов.
3.8.
Пользоваться оплачиваемым удлиненным
отпуском продолжительностью____ календарных
дней.
3.9.
Иметь персональную разовую надбавку
из накопительных средств социальной
поддержки работников образования
системы ЦОУО ДО.
3.10.
Требовать от руководства образовательного
учреждения оказания содействия в
исполнении им его должностных обязанностей
и прав.
IV.
Ответственность
Тьютор
несет ответственность:
4.1.
За ненадлежащее исполнение или
неисполнение своих должностных
обязанностей, предусмотренных настоящей
должностной инструкцией, - в пределах,
определенных трудовым законодательством
Российской Федерации.
4.2.
За правонарушения, совершенные в процессе
осуществления своей деятельности, - в
пределах, определенных административным,
уголовным и гражданским законодательством
Российской Федерации.
4.3.
За причинение материального ущерба - в
пределах, определенных трудовым и
гражданским законодательством Российской
Федерации.
4.4.
Несет персональную ответственность за
качество преподавания, реализацию в
полном объеме требований государственного
образовательного стандарта.
4.5.
Несет ответственность за жизнь и здоровье
детей во время учебно-воспитательного
процесса согласно инструкции по технике
безопасности.
4.6.
Несет персональную ответственность за
качественное и своевременное ведение
необходимой документации.
Приложение
2
Дидактические
игры, используемые при обучении детей
с ОВЗ
- Дидактические игры на уроках русского языка:
-
Игра
«Покупка слова». У учителя должны быть
готовые, красиво оформленные пустые
карточки, куда он будет вписывать новое
словарное слово. «Платежом» могут быть
разнообразные задания: например, подбери
пять прилагательных или глаголов к
этому существительному; укажи у этого
существительного склонение, род….;
разбери это слово по составу, используя
буквы этого слова, придумай новые и др.
Например, словарное слово: кабинет. Кто
больше произвел
операций со словом, тот и «покупатель»
слова. («Я могу у этого слова указать
род: м.р.», «я к м.р. могу добавить число:
ед. ч», «Я к ед.ч. могу добавить…», «Я к
этому существительному могу подобрать
два/три прилагательных/глагола», «Я
могу по составу разобрать это слово….»).
Игру ограничиваем временем, которое
учитель обычно использует для
словарно-орфографической работы на
уроке.
-
Синтаксическая игра.
В
задуманном предложении сказуемое такое
же, как в предложении: Наступила
на камень.
Подлежащее
такое же, как в предложении: Осень
- прекрасная пора.
(Ответ:
Наступила осень.)
- Дидактические игры на уроках литературного чтения:
-
Игра «Остатки
– сладки». (чтение текста с неполными
словами)
В
старом заброшенном доме жила Мышка-буквоедка
Фрося. Она очень любила
Грызть
книжки, которые лежали на полке… Как-то
мышка нашла вкусную книжку, но так как
она уже была сыта, то, подобно малышу,
который из булочки выковыривает и ест
только изюминки, выгрызла не всё, а то,
что она посчитала вкусным. Потом Фрося
бросила книжку и убежала в норку. Давайте
посмотрим, что за текст нам оставила
мышка-буквоедка.
Ёжик
Пошёл тём... ночью серый ёжик по ле...
гулять. Уви... красную клюквин... и наколол
на серую иголоч... Уви... жёлтые лис... и
тоже нако... .
-
Чтение с наращиванием. «Лесенка»
Для
расширения поля зрения подбираются
столбики слов с наращиванием букв слева
или справа:
он мо
сон мор
слон море
склон моряк
поклон морячка
ход хитрость
поход схитрить
восход исхитриться
переход перехитрить
-
Ребусы:
по2л, ви3на, с3ж, 7я.
-
Составь
слова из букв:
Т
О П (сор, пот, спорт, тир, порт, ропот,
рис, пир)
И
С Р
-
Найди
начало и конец слова
РУ
ДЫ ШИ ШИ
Комментариев нет:
Отправить комментарий