Психолого-педагогическая характеристика ученика 2 класса ...
Дата рождения: 28.03.2006г.
Домашний адрес: ...
1.Общая осведомленность
Ребенок легко вступает в контакт, но имеет недостаточный уровень знаний о себе, своей семье, окружающем мире. Кругозор ограничен. Словарь беден, неточен.
Общая моторика сформирована в соответствии с возрастом, координация движений не нарушена, равновесие удерживает хорошо, трудности регуляции темпа движений не испытывает.3. Тонкая моторикаУ ребенка скоординированы движения пальцев, умение делать мелкие, точные движения на бытовом уровне. Наблюдается сформированность моторных навыков графической деятельности (хорошо обводит рисунок по пунктирным линиям, разукрашивает)4. Особенности восприятияОсновные цвета, геометрические формы, величину не знает или путает, плохо соотносит слово с предметом; испытывает трудности при узнавании объекта; трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом не воспринимает, перечисляет изображенное).5. Особенности внимания
Ребенок не умеет длительно сосредоточиться на каком-либо деле; неспособен к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой. Проявляет рассеивание внимания на второстепенное с потерей основного, наблюдаются значительные трудности сосредоточения, недостаточный уровень произвольности внимания.6. Особенности памяти
Сохранение информации затруднено; мальчик с трудом понимает что от него требуется, на вопросы не отвечает.
7. Особенности мышления
Не устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь учителя; последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью.
Не устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощь учителя; последовательность действий при выполнении задания не устанавливает или устанавливает с помощью.
8. Особенности поведения
Имеют место нарушения поведения (вскакивает с места, кричит). Доминирующие увлечения и интересы слабо выражены. Взаимоотношения с окружающими не всегда доброжелатнльные. Адекватно относится к родным. Не всегда подчиняется требованиям взрослых.9. Особенности эмоционально-волевой сферы
Ребенок двигательно расторможен, эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу.10. Работоспособность
Работоспособность низкая. Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях, неусидчив. Наблюдаются резкие колебания работоспособности на протяжении урока. 11. Характеристика устной речиВ речи дефекты произношения, недостаточный уровень лексического запаса. Предложения строить не умеет, употребляет для высказываний отдельные слова, жесты.12. Отношение к учебной деятельностиУчебная мотивация не сформирована: во время урока на слова учителя не реагирует; не понимает, что во время урока надо сидеть, слушать и работать. Принимает направляющую помощь взрослого. Навыками самообслуживания и трудовыми навыками владеет слабо.
На уроках ребенок постоянно отвлекается. Мальчик нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых, педагога
Имеют место нарушения поведения (вскакивает с места, кричит). Доминирующие увлечения и интересы слабо выражены. Взаимоотношения с окружающими не всегда доброжелатнльные. Адекватно относится к родным. Не всегда подчиняется требованиям взрослых.9. Особенности эмоционально-волевой сферы
Ребенок двигательно расторможен, эмоциональные реакции неадекватны, могут проявляться аффективные вспышки, проявляет склонность к отказным реакциям, гневу.10. Работоспособность
Работоспособность низкая. Ребенок утомляем, истощаем, рассеян на занятиях, неусидчив. Наблюдаются резкие колебания работоспособности на протяжении урока. 11. Характеристика устной речиВ речи дефекты произношения, недостаточный уровень лексического запаса. Предложения строить не умеет, употребляет для высказываний отдельные слова, жесты.12. Отношение к учебной деятельностиУчебная мотивация не сформирована: во время урока на слова учителя не реагирует; не понимает, что во время урока надо сидеть, слушать и работать. Принимает направляющую помощь взрослого. Навыками самообслуживания и трудовыми навыками владеет слабо.
На уроках ребенок постоянно отвлекается. Мальчик нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых, педагога
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью данной программы является развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащегося с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование позитивных качеств, развитие познавательной активности адекватной структуре дефекта, развитие способности к посильным видам трудовых операций и трудовой деятельности рекомендованных для данной категории детей.
В данной программе решаются следующие блоки задач: воспитательные, коррекционно-развивающие, образовательные и формирование общетрудовых умений.
Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии учащегося и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении учащегося, а также воспитания у него положительных личностных качеств.
Следующим блоком задач является организация коррекционной работы, направленной, во-первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во-вторых, на преодоление и предупреждение у учащихся вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров. При этом предполагается обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности.
Блок образовательных задач направлен на обучение ребёнка способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов (учебной, трудовой, игровой) деятельности, характерных для данного возрастного периода. Важной задачей образовательного блока остается обучение учащихся счету, письму и чтению в практической направленности, которая ведется с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого учащегося.
Расширение представлений об окружающем мире происходит в процессе знакомства с объектами общего пользования, объектами и явлениями живой и неживой природы. Окружающий мир для каждого человека открывается в общении и через общение с людьми. Ребенку необходимо уметь устанавливать контакт со всеми, кто живет рядом с ним, научиться сотрудничать с детьми и взрослыми, благодаря этому возникают предпосылки к активности, появляется стремление к самостоятельности, и понимании собственных возможностей.
В ходе коррекционных занятий у учащихся должны быть сформированы общие представления о мире людей, которые соответствуют понятиям «Я», «Другой», «Другие» (дети, взрослые).
Неотъемлемой частью включения ребенка в окружающий мир является формирование у него чувства времени и пространства, в связи, с чем происходит и осознание слов, принятых для обозначения различных временных и пространственных отношений.
Чтение и письмо являются сложными видами интеллектуальной деятельности, элементами которых могут овладеть некоторые дети. Самые элементарные навыки чтения, узнавание зрительных образов наиболее частотных названий, помогут ученику распознавать вывески на учреждениях («Продукты», «Овощи», «Аптека», «Вокзал» и др.), этикетки на товарах (мыло, молоко, сахар, чай и др.) и т. д. Усвоение даже некоторых сведений предлагаемых настоящей программой, дает основание для оптимизма в педагогической работе.
При обучении чтению и письму чрезвычайно важно широко использовать игровой и занимательный материал, наглядные и технические средства обучения. Предпочтение отдается заданиям, построенным на игровом материале, в игровой форме.
Одни из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают дети, являются математические. Они носят отвлеченный характер, и оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий.
Под математическим развитием мы понимаем количественные и качественные изменения в познавательных процессах ребенка, происходящие под влиянием специально организованного обучения, обеспечивающие овладение математическим содержанием, умением использовать его в различных ситуациях.
Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья обнаруживает большие трудности в освоении математических представлений в связи с глубоким недоразвитием познавательной деятельности. Без специального обучения не может овладеть даже элементарными математическими представлениями. Но при длительной, целенаправленной, специальным образом организованной коррекционной работе формирование математических представлений происходит очень медленно, с большими трудностями.
Процесс формирования элементарных математических представлений неразрывно связан с решением наиболее важной коррекционной задачи – социально-бытовой адаптацией этой категории детей. В связи с этим обучение элементарным математическим представлениям должно носить прежде всего выраженную практическую направленность.
Занятия по развитию элементарных математических представлений проводится 2 раза в неделю. На них ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются такие условия, которые дают возможность ребенку работать в доступном темпе, проявляя возможную самостоятельность. Учитель подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из особенностей элементарного математического развития ребенка.
Чтение и развитие речи.
2 часа в неделю (68 часов).
Букварный период.
Формирование зрительных эталонов букв на основе восприятия их в виде целостных нерасчленённых структур (без называния буквы и с называнием буквы и соотнесения её со звуком). Нахождение заданной буквы среди других букв и знаков. Нахождение буквы в зашумленном изображении с опорой на образец и без него. Узнавание букв наложенных друг на друга. Выделение из ряда правильно написанной буквы с опорой на образец и без него.
Анализ целого и синтез отдельных элементов буквенных кодов: складывание букв из палочек, полосок бумаги, проволоки и т. д. по образцу. Конструирование изученных букв из предложенных элементов. Дополнение недостающего элемента буквы (с использованием всех возможных вариантов). Преобразование букв на основе общих элементов, называние и сравнение графических сходных букв.
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
Учащийся выделяет звук из речи, учится правильно и отчетливо его произносить, различает в сочетании с другими звуками. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Соотнесение буквы и звука.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), и после них слоги со стечением согласных.
Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстрированного материала для улучшения понимания читаемого.
Письмо.
2 часа в неделю ( 68 часов).
Букварный период.
Усвоение рукописного начертания изучаемых заглавных и строчных прописных букв .
Письмо по обводке, по образцу, данному учителем.
Списывание с таблиц, доски, букваря букв, слогов.
Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звукобуквенного анализа.
Умения и навыки. Написание строчных и заглавных прописных букв.
Списывание с таблиц, с классной доски, с букваря (рукописный шрифт) прочитанных и разобранных слогов и слова «мама». Письмо под диктовку
букв, слогов.
Математика.
2 часа в неделю (68 часов).
В течение всего второго года обучения, занятия по формированию элементарных математических представлений состоят из нескольких частей, которые включают формирование различных математических представлений. Уроки могут быть объединены логической связью, а могут последовательно включать формирование различных математических представлений без ориентировки на единый сюжет. Кроме того, уроки по развитию элементарных математических представлений сочетаются с развитием речи, изобразительной деятельностью, игрой и конструированием.
Эти уроки – занятия направлены на:
- уточнение уровня сформированности элементарных математических представлений у учащихся;
- определение потенциальных возможностей развития сформированности элементарных математических представлений у учащихся, что даёт возможность учителю создавать для каждого ребёнка индивидуальную программу обучения;
- формирование у детей положительного эмоционального отношения к урокам по развитию сформированности элементарных математических представлений;
- развитие интереса и положительного отношения к играм и игрушкам;
- формирование умения адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением (совместно со взрослым, по подражанию действиям взрослого);
- развитие интереса и потребности к эмоциональному общению с педагогом и с детьми по ходу урока (с использованием вербальных и не вербальных средств);
- формирование и закрепление у детей социально-бытовых навыков, связанных с использованием элементарных математических представлений;
- привлечение внимания учащихся к свойствам и отношениям окружающих предметов.
Содержание работы.
Количественные представления.
Закрепление представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина и т.д.) Выделение признаков сходства и различия.
Объединение предметов в различные множества (на дочисловом уровне), ориентируясь на признак цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный), формы (куб, шар, квадрат, круг), величины (большой, маленький) предметов.
Выбор соответствующего количества предметов без пересчёта, прикладывая или накладывая одно количество предметов или картинок на другое (навыки наложения и приложения).
Выделение одного предмета из множества и группировка предметов в множества.
Обучение действиям, направленным на соотнесение отдельных единиц множества с пальцами, другими предметами без пересчёта (учитель учит детей прикасаться к каждому предмету или картинке последовательно пальцем, подготавливая учащихся к последовательному пересчёту количества предметов).
Обучение различным действиям, направленным на тактильный и слуховой счёт (один хлопок – много хлопков, ударов молоточком, барабанной палочкой, ориентируясь на слово, названное учителем).
Выделение одного множества предметов на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек».
Узнавание и выделение цифр 1-10.
Соотнесение цифры 1-10 с соответствующим количеством предметов, объёмных и плоскостных моделей.
Обучение прорисовыванию цифры по трафарету, по опорным тачкам, самостоятельно; лепке из пластилина, конструированию цифры из проволоки.
Представления о форме.
Игры с различными строительными наборами («Цветные шары», «Цветные кубики», «Цвет и форма» и другие).
Выбор шара, куба, круга, квадрата по подражанию действиям педагога, по образцу, по словесной инструкции.
Обучение объединению фигур в группы по форме (шары, кубы, круги, квадраты).
Соотнесение плоскостных и объёмных фигур («Где, чей домик?», «Коробка форм» и другие).
Нахождение соответствующих отверстий для плоскостных и объёмных фигур (игры с дидактическим материалом по типу «Доска Сегена», «Вкладыши Монтессори» и другие).
Обводка по трафаретам, по опорным точкам, штриховка круга, квадрата (совместно с учителем, с частичной помощью педагога, самостоятельно), называние и показ их.
Обучение вырезанию круга, квадрата по контурам (совместно с учителем, с частичной помощью педагога).
Представления о величине.
Определение величины большой, маленький. Определение длины предмета длинный, короткий. Пользоваться для сравнения приёмами наложения и приложения, проведение проверки правильности выполнения сравнения.
Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам (с помощью совместных действий, действий по подражанию) изображения различной длины и величины.
Закрепление представлений о величине и длине предмета в процессе различных наблюдений, экскурсий, дидактических игр и игровых упражнений.
Представления о пространстве.
Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно.
Показ на себе основных частей тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.).
Нахождение, показ, а по возможности, и называние основных частей тела и лица на кукле (с начала используется кукла крупного размера). По мере формирования представлений учитель предлагает учащимся куклы меньшего размера, мягкие игрушки: кота, собаку, медведя и другие игрушки.
Обведение по контурам ладони и пальцев карандашом с помощью взрослых, показ и соотнесение руки с контурным изображением в процессе различных игровых упражнений типа: «Где мой пальчик?», «Пальчики здороваются» и т. п.
Выполнение различных игровых упражнений на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела (поднять руки, вытянуть их вперёд, поднять одну руку и т. п.) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.
Перемещение различных игрушек вперёд и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.
В процессе формирования пространственных представлений учитель обращает внимание на сопровождение действий детей речью или жестовыми указаниями.
Временные представления.
Узнавание и называние простейших явлений погоды (холодно, тепло, идёт снег, идёт дождь) в процессе наблюдений за изменениями в природе.
Узнавание и называние на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) времени года (лето и зима).
Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий: холодно – нахмуриться и сжаться, тепло – улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу, дождь – имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами «кап-кап» и т.п.
Выделение солнца и луны в природе и по иллюстрациям. Имитация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток (днём и ночью) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции.
Предполагаемые результаты обучения.
Наличие у детей положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания следующих умений:
- осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с учителем, по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции);
- понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых с ними действий;
- выделять признаки цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный), формы (куб, шар, квадрат, круг), величины (большой, маленький), длины (длинный, короткий) в предметах по подражанию действиям учителя, (задания типа «Найди такой же»), по образцу, по словесной инструкции;
- понимать и использовать приёмы наложения и приложения при образовании дочисловых множеств и соотнесение предметов по величине и длине;
- выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
- узнавать цифру 1-10 и соотносить её с количеством пальцев и предметов;
- писать цифру 1-10 по трафарету, по опорным точкам, самостоятельно;
- осуществлять выбор геометрических фигур (шар, куб, квадрат, круг) по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции;
- производить объединение фигур в группы по форме (кубы, шары, квадраты, круги);
- соотносить плоскостные и объёмные фигуры в процессе игр и игровых упражнений;
- перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно;
- показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.);
- перемещать различные предметы вперёд и назад по полу и поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции;
- узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков ( по наблюдением в природе, по изображениям на картинках) время года (лето и зима) и части суток (день и ночь).
Развитие речи на основе изучения
предметов и явлений окружающей действительности.
1 час в неделю (34 часа).
Продолжать знакомить учащихся с предметами ближайшего обихода. Учить называть части предмета, его детали. Знакомить с назначением предметов. Учить понимать элементарную причинную связь между некоторыми явлениями (на улице холодно, поэтому надели теплые вещи: шубы, шапки, варежки). Продолжать развивать у учащихся интерес и бережное отношение к природе. Развивать желание помогать в уходе за растениями. Научить различать и называть игрушки, учебные принадлежности, мебель, одежду, посуду, фрукты, овощи. Учить называть некоторые свойства предметов. Учить подбирать и группировать предметы по форме, цвету, величине.
Расширять представления учащихся о растениях и животных.
Растительный мир. Учить узнавать и называть цветы, траву, дерево. Учить находить их отличительные признаки: трава зелёная; дерево высокое, на нем много листьев; цветы бывают разные. Учить понимать слова обозначающие их. Различать по внешнему виду, вкусу некоторые овощи и фрукты (наиболее распространенные в данной области), называть их. Учить учащихся замечать и называть явления природы (идёт дождь, снег, светит солнце).
Животный мир. Учить учащихся находить на картинке и называть собаку, кошку, курицу, петуха, лису, волка, выделяя наиболее характерные особенности. Учить различать и называть некоторые части тела животных (голова, хвост, ноги).
На основе расширения ориентировки учащихся в окружающем развивать понимание речи и активизировать словарь.
Учить учащихся по словесному указанию учителя находить предметы по цвету, размеру («Принеси красный карандаш»). Учить различать местоположение предметов («Пирамидка на верхней полке – высоко», «Поставь кубик рядом с матрёшкой»). Учить имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из лейки», «Походи, как медвежонок»).
Обогащать словарь учащихся:
Существительными, обозначающими названия растений (дерево, трава, цветы). Фруктов (яблоко, груша). Овощей (морковь, помидор, огурец). Домашних животных (кошка, собака, курица, петух). Диких животных (лиса, волк) и их детенышей.
Обогащать словарь учащихся глаголами, обозначающими некоторые трудовые действия (мыть, вытирать, стирать, гладить, учиться, рисовать, писать, читать, считать), взаимоотношения (отдать, помочь, пожалеть).
Обогащать словарь учащихся прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус предметов (большой, маленький, сладкий, кислый и т. д.).
Обогащать словарь учащихся наречиями ( близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло, хорошо – плохо).
Учить использовать эти слова в речи.
Учить учащихся согласовывать существительные и местоимения с глаголами, составлять фразы из 2-3-4 слов.
Продолжать учить учащихся понимать речь учителя, отвечать на вопросы.
Умения и навыки.
Называть предметы, давая им характеристику по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнивать два предмета, находить сходные и отличительные признаки.
Уметь классифицировать предметы по образцу, показу и словесной инструкции.
Уметь принимать участие в общей беседе, внимательно слушать собеседника, говорить отчетливо, не торопясь, не перебивая друг друга.
Уметь правильно употреблять формы знакомых слов в разговорной речи, при ответе на вопросы: Кто это? Что это? Что делает? Что делают? Какой? Какая? Какие? Где? Чем? Как? Когда? Уметь использовать в речи предлоги: в, на, из, под, с. Уметь употреблять в речи некоторые простейшие наречия: близко – далеко, низко – высоко, быстро – медленно, темно – светло, хорошо – плохо, вчера, сегодня, завтра.
Уметь составлять простые нераспространённые предложения из (2 – 3 слов) на основе демонстрируемого действия или действия изображённого на картинке, с добавлением к ним одного пояснительного слова по вопросам: чем? Кто? Куда? Где?
Уметь принимать участие в элементарных инсценировках. Уметь заучивать со слов учителя потешки, скороговорки, считалки, стишки, песенки.
Тематика.
Сезонные изменения в природе.
Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в зимние и весенние месяцы.
Признаки осени: похолодание, осенний листопад, дождь, пасмурно, отлет перелетных птиц.
Признаки зимы: холод, мороз, снег, птицы и животные зимой, подкормка зимующих птиц.
Признаки весны: потеплело, тает снег, тает лёд, тают сосульки, прилёт птиц, появление насекомых, распускание почек, появление листочков.
Детские забавы зимой, весной и летом.
Школа.
Школьное здание. Классы, коридоры, зал, библиотека, столовая, гардероб, школьные мастерские.
Классная комната.
Стены, потолок, пол, окна, дверь, классная доска, парты, стол, стулья. Правильная посадка за партой, столом. Поддержание порядка в классе. Обязанности дежурного.
Учебные принадлежности.
Книга, тетрадь, пенал, ручка, карандаши, линейка, альбом, портфель, краски, пластилин и другое. Их значение и обращение с ними.
Игрушки.
Кукла, мишка, мячик, пирамидка, матрёшка, машинка и др. Сравнение игрушек и учебных принадлежностей.
Овощи.
Помидор, огурец, морковь, лук. Внешний вид, способ употребления в пищу. Название, различение по цвету, форме, величине, вкусу, запаху. Употребление в пищу. Хранение зимой.
Фрукты.
Яблоко, груша, вишня и т. д. Внешний вид. Способ употребления в пищу. Название, различение по цвету, форме, величине, вкусу, запаху. Хранение зимой.
Птицы.
Голубь, воробей, синица, ворона, снегирь, сорока, грач. Различение по внешнему виду. Внешний вид (голова, две ноги, два крыла, хвост). Питание птиц. Польза птиц.
Домашние животные.
Кошка, собака. Внешний вид. Польза домашних животных.
Дикие животные.
Лиса, волк. Внешний вид.
Семья.
Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки.
Одежда.
Пальто, платье, фартук, рубашка, кофта, юбка и т. д. Уход за одеждой.
Обувь.
Ботинки, тапочки, туфли, сапоги и т. д. Уход за обувью.
Комнатные растения.
Герань цветущая. Название. Распознавание по внешнему виду. Уход за цветком (полив, рыхление, обмывание листьев).
Охрана здоровья.
Правильная посадка за партой. Режим дня школьника.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных.
Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (не реже 1 раза в месяц). Ведение календаря природы (фиксирование погоды вчера, сегодня).
Экскурсии во двор школы, к цветочной клумбе, в парк для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдения за поведением птиц и насекомых.
Наблюдение за поведением домашних животных.
Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями (мытье, полив, рыхление). Подкормка птиц зимой.
Изобразительное искусство.
0.3 часа в неделю (11 часов).
Вызывать у учащихся интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками. Формировать представление о том, что карандашами, красками, фломастерами рисуют.
Развивать восприятие учащихся, обогащать их сенсорный опыт путём выделения формы предметов, обведения их по контуру поочерёдно то одной, то другой рукой.
Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя свободу выбора.
Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге. Учить следить за движением карандаша по бумаге.
Привлекать внимание учащихся к изображённым ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.
Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их. Учить делать мазки и рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточки, платочки, дорожки, ручейки, сосульки, заборчики и другие. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы (облако, снежный ком, шары, лужи и др.)
Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует ребёнок.
Учить бережно, относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть на место, предварительно хорошо промыв кисточки в воде.
Учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш - тремя пальцами выше точёного конца, кисть - чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая её всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.
Обучать учащихся элементарным умениям в рисовании, учить изображать простые предметы и явления окружающей действительности.
Продолжать знакомить учащихся с бумагой, карандашами, красками, учить правильно их использовать.
Продолжать знакомить с цветами: красный, зелёный, жёлтый, белый, чёрный, синий.
Декоративное рисование.
Закрашивание готового узора с использованием 2-3 контрастных цветов. Рисование с помощью трафарета и шаблона узора из геометрических фигур с опорой на образец.
Самостоятельное рисование геометрического узора с опорой на образец (выбор по желанию).
Рисование в квадрате с помощью трафарета и без него узора из листьев (на осевых линиях – диагоналях, проведенных учителем).
Рисование с натуры.
Рисование с натуры предметов, напоминающих геометрические формы (тарелка, косынка, платок, часы, мяч и т.д.).
Рисование с натуры овощей, фруктов, с применением трафаретов, шаблонов и без них (яблоко, груша, апельсин, морковь, лук, помидор и т.д.).
Рисование на тему.
Рисование на темы: «Времена года» («Осенний день», «Снег идет», «Весна пришла», «Бабочки на лугу»).
Умения и навыки.
Знать основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный). Уметь правильно держать карандаш, кисть и пользоваться ими. Уметь делать мазки, проводить горизонтальные, вертикальные, округлые линии.
Различать плоскостные геометрические фигуры по цвету, форме, величине.
Уметь раскрашивать рисунок, не выходя за контур.
Уметь правильно располагать изображение предмета (предметов) на листе бумаги.
Уметь соблюдать в рисунке пространственные отношения предметов. Уметь передать в рисунке основную форму предмета.
Комментариев нет:
Отправить комментарий