Пояснительная
записка
Одной
из задач, стоящих перед современной
школой, является воспитание патриотизма.
Причастность к истории своей Родины, в
том числе и малой, ответственность за
ее судьбу формируются в результате
глубокого предметного знакомства с
историей своей семьи, города, края и
страны в их единстве.
Изучение
Москвы и ее истории имеет свои особенности.
Москва – это столица великого государства,
мегаполис с многомиллионным населением.
Этот город впитал в себя богатейшие
многонациональные исторические,
культурные традиции, сохраняющиеся во
всем разнообразии ее исторических и
культурных памятников.
Программа
носит образовательно-краеведческий
характер и имеет культурологическую и
исследовательскую направленность.
Особенностью программы
является то, что воспитание юного
гражданина осуществляется не только в
аудитории, но и непосредственно в музеях,
парках и усадьбах города Москвы, на его
улицах и площадях. Посещение памятных
мест столицы позволит обучающимся
своими глазами увидеть, как менялась
Москва с течением времени, почувствовать
атмосферу родного города.
Рабочая
программа разработана на основе
федерального компонента государственного
стандарта среднего (полного) общего
образования по москвоведению; программы
курса внеурочной деятельности
«Москвоведение» для начальных классов
общеобразовательных учреждений под
редакцией Н.М. Поникаровой и Н.А.Гореловой
и обеспечивает целевую подготовку по
курсу внеурочной деятельности
«Москвоведение».
Цель
программы:
-
формирование у обучающихся исторического
сознания, воспитание потребности
участвовать в сохранении и развитии
культурного наследия родного города,
развитие интереса к творческой и
исследовательской деятельности.
Задачи
программы:
- знакомить с историческим прошлым и настоящим Москвы;
- знакомить с историческим прошлым и настоящим района Ярославский;
- воспитывать гордость за свой город, район, за высокое звание – москвич;
- воспитывать патриотические чувства, любовь к своему району и городу;
- повышать общую культуру и эрудицию школьников;
РАЗДЕЛЫ
КУРСА
Планирование
курса построено по тематическому и
историко-топографическому принципам,
делится на блоки, внутри которых
содержание дается в исторической
последовательности в соответствии с
топографией города.
Историко-топографический
подход помогает выявить в многовековой
истории города именно то, что наиболее
характерно для той или иной местности,
улицы Москвы, её отличие от других в
общегородской истории и культуре; дает
возможность развивать у детей ассоциативное
мышление.
В
1-ом классе рассматривается район как
малая Родина.
Содержание
курса
В
1 классе проводятся занятия, на которых
дети знакомятся с историей своего района
(район Ярославский), с инфраструктурой,
географией, планом.
Во
2-4 классах работа строится по следующим
блокам:
В
I блоке «Средневековая Москва» планирование
составлено в соответствии с темами
учебника «Москва –
наш город» Н.М. Поникаровой, «Здравствуй,
Москва» Н.М. Поникаровой, Н.М., Гореловой
и др. Из него учащиеся узнают как выглядела
средневековая Москва, быт и нравы древних
жителей города, как выглядели и чем
питались средневековые москвичи, как
и чему учились юные москвичи и так далее.
Для закрепления пройденного материала
при изучении тем данного блока
рекомендуются пешеходная экскурсия по
Красной площади и Александровскому
саду с посещением Могилы Неизвестного
солдата, а также тематическая экскурсия
«Жили-были москвичи» в музей Истории
Москвы.
Во
II блоке «Радиально-кольцевая планировка
улиц Москвы» дается общее представление
о том, как на протяжении веков рос город
и менялся его облик. Здесь учащимся
даются понятия о топонимике и гидронимике,
«кольцах» и «радиусах» Москвы, включены
дополнительные материалы по
Камер-коллежскому валу, который служил
таможенной границе Москвы, здесь большое
внимание уделяется работе с картами и
схемами, которые вклеиваются в тетрадь.
Для закрепления пройденного материала
рекомендуется проведение учителем
автобусного методического занятия-экскурсии
на маршруте по теме «Радиально-кольцевая
планировка» с остановками на всех
«кольцах» города.
В
III блоке «Кольца Москвы» идет более
детальное изучение «колец» Москвы по
историко-хронологическому признаку.
Этот блок разделен на три раздела:
Кремль, Китай-город и Белый город. При
изучении памятников центральных районов
города используется система вопросов
так называемого экскурсионного анализа,
отвечая на эти вопросы необходимо не
только отобрать из большого объема
информации четкие лаконичные сведения,
но и запомнит облик самого объекта,
никогда не путая его с другими. Здесь
также ведется работа со схемами, которые
вклеиваются в тетрадь, на схемах учащиеся
отмечают не только изучаемые улицы, но
и памятники районов. Изучение улицы или
района города условно состоит из трех
частей:
-
история и топонимика, наиболее известные
события;
-
наиболее значительные историко-архитектурные
и культурные памятники, как сохранившиеся,
так и исчезнувшие;
-
наиболее известные лица и исторические
деятели, когда-либо проживавшие в этой
местности;
Методически
изучение IV блока «Радиусы Москвы»
отличие идет по территориальному
признаку. Здесь берутся радиальные
улицы Москвы от «Золотого» полукольца
площадей вокруг центра города до
Бульварного кольца. Также изучается
история и топонимика улицы или района,
памятники архитектуры и скульптуры,
работа идет параллельно с изучением
карт и схем районов. При изучении III и
IV блоков большое внимание уделяется
литературным и театральным местам
Москвы, а также музеям центральной части
города. В качестве закрепления пройденного
материала также рекомендуются ученические
и профессиональные пешеходные экскурсии:
по улицам Волхонке и Воздвиженке, Большой
Никитской и Тверской, Петровке и Неглинной
и другим.
В
V блоке «Архитектура Москвы» предлагается
краткий курс московского зодчества,
начиная от крепостной архитектуры 15
века, заканчивая современным периодом.
На конкретных памятниках учащиеся
знакомятся с московским барокко и
классицизмом, ампиром и эклектикой,
модерном и конструктивизмом. Здесь они
изучают и анализируют сооружения,
построенные В. Баженовым, М. Казаковым,
О. Бове, Ф. Шехтелем и другими выдающимися
зодчими Москвы, в этом блоке более
подробно изучается история и архитектура
монастырей Белого города. При отборе
заложенного в программу материала, была
сделана попытка показать не столько
общее, сколько особенное в истории и
развитии каждой части города, сделать
наиболее узнаваемыми исторические
районы Москвы, выявив то, что их отличало
друг от друга.
В
программе существенное внимание
уделяется судьбам людей, жившим в нашем
городе, как известных, так и незаслуженно
забытых. Они внесли огромный вклад не
только в историю Москвы, но и в историю
всей русской культуры и должны быть
известны каждому со школьной скамьи.
Планируемые
результаты
Программа
обеспечивает достижение выпускниками
начальной школы комплекса личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные
результаты
1.
формирование внутренней позиции
школьника на уровне положительного
отношения к занятиям по курсу москвоведение;
2.
сформированный интерес к новому учебному
материалу, способность к самооценке,
чувство патриотизма и гордости за свою
страну;
3.
готовность и способность обучающихся
к саморазвитию, формированию мотивации
к учению и познанию;
4.
ценностно-смысловые установки выпускников
начальной школы, отражающие их
индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные
качества;
5.
формирование основ российской и
гражданской идентичности;
Метапредметные
результаты - универсальные учебные
действия
(познавательные, регулятивные и
коммуникативные), составляющие основу
умения учиться.
Регулятивные
УУД:
·
понимать и сохранять учебные действия;
Коммуникативные
УУД:
·
допускать существование различных
точек зрения;
·
формулировать собственное мнение и
позицию.
Познавательные
УУД:
·
осуществлять поиск нужной информации;
·
высказываться в устной речи;
·
владеть основами смыслового чтения
текста;
·
формировать умения проводить сравнение,
классификацию изученных объектов по
самостоятельно выделенным основаниям
при указании количества групп;
·
устанавливать причинно-следственные
связи между объектами природы;
·
подбирать необходимую информацию из
различных источников: текста учебника,
словарей, справочников, энциклопедий
для выполнения учебных задач; осуществлять
поиск нужной информации;
·
сравнивать природные объекты не менее
чем по 3-4 признакам.
Предметные
результаты
- узнать историю своего города;
- познакомиться с достопримечательностями Москвы;
- использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
- научиться находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- работать с учебным текстом; отвечать на вопросы по его содержанию ; выделять главную мысль текста;
- уметь подготавливать устные сообщения (на 2-3 минуты) на заданную тему;
- способность использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
ТРЕБОВАНИЯ
К УСВОЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
После
окончания курса обучения, предусмотренного
данной программой, учащиеся
должны знать:
Ø
исторически сложившуюся планировку
улиц Москвы;
Ø
историю и архитектуру родного города
и района Яромлавский;
Ø
топонимику и историю центральных улиц
и районов города;
Ø
быт и нравы жителей древней Москвы;
Ø
имена и биографии знаменитых москвичей;
Ø
«адреса» известных жителей города;
Ø
«литературную и театральную» Москву;
Ø
«военную историю» Москвы;
Ø
правила поведения и безопасности в
городе;
Учащиеся
должны уметь:
Ø
ориентироваться в городе;
Ø
работать с картой Москвы;
Ø
выбирать наиболее оптимальный вариант;
Ø
отбирать материал, обобщать полученные
знания и уметь делать вывод из собранного
материала;
Ø
логически и правильно излагать усвоенный
материал;
Ø
использовать навыки исследовательской
работы;
Ø
работать с цифрами и датами;
Ø
делать сжатые деловые записи;
Ø
отличать архитектурные памятники один
от другого;
Ø
рассказать о своем городе, провести
своеобразную экскурсию по Кремлю,
Китай-городу, Белому городу, району
Ярославский;
Ø
пользоваться приемами реконструкции
событий при рассказе о городе:
Ø
давать словесное описание объектов;
Ø
наблюдать и мыслить образами, сохранять
их в памяти;
Ø
уметь составлять зрительный ряд;
Ø
работать в коллективе;
Для проверки
знаний обучающихся используются
следующие виды работ:
-
викторины,
-
составление кроссвордов,
-
доклады и сообщения,
-
творческие и исследовательские работы.
ФОРМЫ
И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ
Программа
рассчитана на один год обучения. Занятия
проводятся 1 раз в неделю – 34 часа в
год.
Основной
формой организации учебных занятий
являются групповые аудиторные
практические занятия и тематические
экскурсии, посещение памятных мест
Москвы и музеев города.
Состав
учебной группы не менее 10 человек.
Материально-техническое
обеспечение
Базовые учебники | Комплект: Н. А. Горелова и Н. М.
Поникарова. Москвоведение. 1-4. АНО ИЦ
«Москвоведение». учебники». Москва:
1. Поникарова Н. М. Москвоведение. Москва
– наш город. Учебник для 2 класса
начальной школы М.: АНО ИЦ «Москвоведение»
учебники», 2005;
2. Горелова Н. А. Москвоведение. Путешествие в прошлое Москвы. Учебник для 3 класса начальной школы М.: АНО ИЦ «Москвоведение», учебники», 2005. 3. Горелова Н. А. Москвоведение. О чём рассказали названия московских улиц. Учебник для 4 класса начальной школы М.: АНО ИЦ «Москвоведение», учебники», 2005. |
Методическое обеспечение | 1. Программа интегративного курса
«Москвоведение».
2. Сборник научно-методических статей. Вып. 2. Организация краеведческой работы / Ред.-сост. А. В. Святославский. М.: МИОО, 2007; 3. Козленко С. И., Святославский А. В. Московский региональный компонент школьного курса истории. М.: МИОО, 2004. |
Дидактическое обеспечение | 1. Медиатека мультимедийных
образовательных ресурсов, соответствующие
тематике программы по москвоведению:
- М/ф «Тебе, Москва!» https://www.youtube.com/watch?v=GYptLc8_-2U - Д/Ф «Благослови Москву, Россия!» https://youtu.be/Pw9BmZ0fgBY - «Москва — столица России» https://youtu.be/6m0hjVTyIL0 - https://www.youtube.com/watch?v=Paya1nxyClk - https://www.youtube.com/watch?v=hQZkAURhB9s
-
Неизвестный Кремль. Фильм 1.
https://youtu.be/mCoYHS9jb7w
-
Кругосветное путешествие вместе с
Хрюшей - Москва - География для детей
https://youtu.be/9tU7cw2mhpw
-
Песни о Москве https://youtu.be/zNvyaweOFd0
2. Самостоятельно изготовленные
мультимедийные пособия. 3. Медиатека
«Уроки Кирилла и Мефодия»
4. Географические карты, таблицы 5. Топ 10 достопримечательностей Москвы 6. Культура и религия 7. Сайт «Олимпиада «Музеи. Парки. Усадьбы» https://museum.olimpiada.ru/ |
ТСО | Проектор, экран, компьютер, индивидуальные макбуки для учащихся, |
Оборудование класса | Ученические двухместные столы с комплектов стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала. Держатели для схем и таблиц |
Планирование
курса внеурочной деятельности «Юный
москвич»
2
класс
№
|
Дата
проведения
|
Тема
занятия
|
Форма
проведения
|
Направление
деятельности
|
1 |
История
появления района Ярославский на карте
Москвы. Символика нашего района.
Районная управа.
|
Урок-беседа
|
Нравственно-эстетическое
|
|
2 |
Я
– житель района Ярославский. Мой
адрес.
|
Виртуальная
экскурсия. Работа с картой района.
|
Нравственно-эстетическое
|
|
3 |
По
улицам нашего района.
|
Урок-беседа
|
Нравственно-эстетическое
|
|
4 |
По
улицам нашего района.
|
Урок-беседа
|
Нравственно-эстетическое
|
|
5 |
Памятники
архитектуры нашего района
|
Урок-беседа
|
Военно-патриотическое,
нравственно-эстетическое, экологическое
|
|
6 |
Экскурсия
по району
|
Урок-экскурсия
|
Военно-патриотическое,
нравственно-эстетическое, экологическое
|
|
7
|
Проект
«О чем рассказали улицы Ярославского
района»
|
Виртуальная
экскурсия.
|
Военно-патриотическое,
нравственно-эстетическое, экологическое
|
|
8
|
А
если что-то случилось? Отделение
полиции, пожарная часть, служба МЧС.
Детские и взрослые поликлиники.
|
Урок-беседа
|
Нравственно-эстетическое
|
|
9
|
Наша
школа – часть района.
|
Урок-беседа
|
Военно-патриотическое,
нравственно-
эстетическое,
экологическое
|
|
10
|
Большая
Москва.
|
Урок-беседа
Игра
«Поле чудес»
|
Нравственно-эстетическое
|
|
11
|
Кто
основал Москву?
|
Урок-беседа
Игра
«Поле чудес»
|
Нравственно-эстетическое
|
|
12
|
Как
Москва стала Москвой.
|
Урок-беседа
Игра
«Поле чудес»
|
Нравственно-эстетическое
|
|
13
|
Как
Москва стала столицей.
|
Виртуальная
экскурсия.
Игра
«Поле чудес»
|
Нравственно-эстетическое
|
|
14
|
Родословная
москвичей.
|
Урок-беседа.
|
Нравственно-эстетическое
|
|
15
|
Герб
и флаг Москвы.
|
Урок-беседа
|
Военно-патриотическое,
нравственно-эстетическое, экологическое
|
|
16
|
У
стен Кремля.
|
Игра
«Поле чудес»
|
Военно-патриотическое,
нравственно-эстетическое, экологическое
|
|
17
|
Прогулка
по Кремлю.
|
Виртуальная
экскурсия.
Игра
«Поле чудес»
|
Военно-патриотическое,
нравственно-эстетическое, экологическое
|
|
18
|
Мемориал
в Александровском саду.
|
Виртуальная
экскурсия.
Игра
«Поле чудес»
|
Военно-патриотическое,
нравственно-эстетическое, экологическое
|
|
19
|
Главная
улица Москвы
|
Виртуальная
экскурсия.
Игра
«Поле чудес»
|
Военно-патриотическое,
нравственно-эстетическое, экологическое
|
|
20
|
Загадки
улиц Москвы.
Проект
«О чём могут рассказать названия улиц
|
Защита
творческих проектов
|
Патриотическое,
нравственно-эстетическое, экологическое
|
|
21
|
Московская
архитектура.
|
Виртуальная
экскурсия.
|
Военно-патриотическое,
нравственно-эстетическое, экологическое
|
|
22
|
Московский
транспорт
|
Игра
«Поле чудес»
|
Патриотическое,
нравственно-эстетическое, экологическое
|
|
23
|
Правила
безопасности в городе
|
Викторина
|
Патриотическое,
экологическое
|
|
24
|
Московские
реки
|
Игра
«Поле чудес»
|
Патриотическое,
нравственно-эстетическое, экологическое
|
|
25
|
Жители
московских рек
|
Игра
«Поле чудес»
|
Патриотическое,
нравственно-эстетическое, экологическое
|
|
26
|
Городская
природа
|
Игра
«Поле чудес»
|
Патриотическое,
нравственно-эстетическое, экологическое
|
|
27
|
Национальный
парк «Лосиноостровский»
|
Урок-экскурсия
|
Патриотическое,
нравственно-эстетическое, экологическое
|
|
28
|
Аллея
космонавтов
|
Урок-экскурсия
|
Патриотическое,
нравственно-эстетическое
|
|
29
|
Городские
цветы
|
Игра
«Поле чудес»
|
Нравственно-эстетическое,
экологическое
|
|
30
|
Московский
зоопарк
|
Урок-экскурсия
|
Нравственно-эстетическое,
экологическое
|
|
31
|
Московские
музеи
|
Урок-экскурсия
|
Патриотическое,
нравственно-эстетическое
|
|
32
|
Московские
театры
|
Урок-экскурсия
|
Патриотическое,
нравственно-эстетическое
|
|
33
|
Мы
- москвичи
|
Урок-беседа
|
Патриотическое,
нравственно-эстетическое
|
|
34
|
Обобщающий
урок по курсу «Москва - наш город»
|
Урок-игра
|
Нравственно-эстетическое,
патриотическое, экологическое
|
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Для
педагога
Закон
Российской Федерации «Об образовании»
Канторович
И.В. Из истории Москвы. – М.: Московский
учебник, 1997
Имена
московских улиц. М., 1997.
Векслер
А.Г. Москва в Москве. – М., 1982.
Муравьев
Вл. Московские предания и были. – М.,
1988.
Прогулки
по Москве. – М., 1991.
Интернет
ресурсы:
Имена
московских улиц http://polit.ru/article/2006/12/14/um/
Для
обучающихся
Поникарова
Н.М. Москвоведение. Москва — наш город:
Учебник для 2 кл. нач. шк. -М.:АНО ИЦ
«Москвоведение»; ОАО «Московские
учебники», 2005.
Комментариев нет:
Отправить комментарий