Программа коррекционной работы на ступени НОО включает в себя взаимосвязанные модули (направления). Данные модули отражают ее основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях ОУ;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков, способствует формированию УУД;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
Содержание и формы коррекционной работы учителя:
- наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
- поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
- составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;
- составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
- контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
- формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя в школе комфортно;
- ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);
- организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.
Этапы конструирования индивидуальных образовательных маршрутов
Этап конструирования
|
Цель этапа
|
Результат этапа
|
1. Этап наблюдения
|
Выявить группу младших школьников, испытывающих трудности в обучении: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные, комплексные
|
Выявленные трудности в обучении младших школьников и их причины (на начало и конец сопровождения)
|
2. Диагностический этап.
|
Выявление причин трудностей в обучении ребенка. Необходимо это сделать для того, чтобы знать истинную причину трудностей в обучении младшего школьника
|
Определение образовательного маршрута, получение конкретных рекомендаций педагогам и родителям.
|
3. Построение маршрута
|
Построение индивидуальных образовательных маршрутов для младших школьников, испытывающих трудности в обучении на основе выявленных причин
|
Проведение занятий с учетом психофизических возможностей обучающихся, формирование УУД на всех этапах учебного процесса.
Организация групповых и индивидуальных занятий.
|
4. Реализация индивидуальных образовательных маршрутов в процессе обучения
|
Оценка и самооценка успешности реализации программы.
|
Комплексная психолого-педагогическая поддержка и помощь ребенку и родителям в решении задач развития, обучения и воспитания.
|
Этап итоговой диагностики. На этом этапе проводится завершающая диагностика
|
Выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась)
|
Успешность обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении.
|
Классификация трудностей в обучении
- Регулятивные
Трудности
|
Причины П.1.-П.3.
|
Типовые диагностические задачи для детей
|
Задания
|
Не сохраняет заданную цель до конца выполнения задания
|
П.1. Низкий уровень объема и качества произвольного внимания (слабая концентрация, устойчивость, переключение, распределение)
П.2. Низкий уровень работоспособности
|
Тулуз-Пьерон (объем и качество произвольного внимания, характеристики работоспособности (врабатываемость, утомляемость, продолжительность цикла устойчивой работоспособности, периодичность отвлечений и перепадов в скорости работы)
|
Работа по алгоритму. Расскажите по цепочке. Расскажи и выполни по порядку
Смена видов деятельности. Работа по алгоритму. Расскажи по цепочке. Расскажи и выполни по порядку
|
- Познавательные
Трудность
|
Причины П.1.-П.14.
|
Типовые диагностические задачи для детей
|
Задания
|
Не умеет пользоваться инструкциями
|
Недостаточное развитие логической памяти и понятийного мышления
|
«Изучение словесно-логического мышления» (разработана Э.Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в модификации Л.И. Переслени)
|
Составление рассказа по картинке.
Составление сказки
Расскажи по порядку
Подбери нужный вариант к схеме
Выбери слова, подтверждающие правило и т.п.
|
Информационные
| |||
Не понимает язык условных обозначений, затрудняется при работе с учебником, тетрадью и т.п.
|
Низкий уровень развития понятийного мышления
|
«Изучение словесно - логического мышления» (разработана Э.Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в модификации Л.И. Переслени)
|
Работа по алгоритму, по инструкции взрослого, по образцу.
Задания, направленные на работу с учебником, тетрадью.
|
Затрудняется использовать знаково-символические средства (правило, модель, схема и т.п.)
|
Недостаточное развитие понятийного мышления
|
«Изучение словесно - логического мышления» (разработана Э.Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в модификации Л.И. Переслени)
|
Выполни задание, ориентируясь на правило, схему, таблицу и т.п.
|
- Психомоторные
Трудность
|
Причины П.1.-П.3.
|
Типовые диагностические задачи для детей
|
Задания
|
. Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые, разно наклонные буквы, тремор)
|
Слабо развита мелкая моторика пальцев рук
|
Методика А.Л. Вегнера «Собирание разрезанных картинок»
|
Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений
Задания на развитие зрительно-двигательной координации («Обведи рисунок», «Скопируй через кальку», «Лабиринт»).
|
Индивидуальный образовательный маршрут
Дата начала/окончания работы_________________________________________________
ФИ ученика _________________________________________________________________
Класс ______________________________________________________________________
Классы
трудностей
|
Трудности
|
Причины
трудностей
|
Задания
|
Задания из УМК
|
Результат действия маршрута (трудность сохранилась «+» / трудность не сохранилась-)
|
при устранении трудностей снять с индивидуального маршрута
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий