.Данная методика содержит четыре опросника:
• "Способность ребенка к обучению";
• "Мотивационно-личностные характеристики ребенка";
• "Творческие характеристики ребенка";
• "Лидерские характеристики ребенка".
Перед работой с опросниками в свободной форме дается вводная инструкция. Экспертное оценивание можно проводить как в групповой, так и в индивидуальной форме. Оценку могут проводить как один, так и несколько экспертов одновременно. Аналогично можно оценивать как одного ребенка, так и целую группу детей. Время заполнения опросников не ограничено. Можно заполнить либо все четыре опросника, либо один. Каждый пункт следует оценивать безотносительно других.
Экспертами могут быть педагоги и воспитатели, хорошо знающие детей. Сумма баллов, набранных обучающимся, соответственно свидетельствует об уровне развития у него тех или иных способностей или характеристик, т. е. одаренности.
Оценочные баллы:
постоянно - 4;
часто - 3;
иногда - 2;
редко - 1.
1. Имеет обширный словарный запас для своего возраста; осмысленно использует термины; речь - беглая, выразительная, разработанная.
2. Владеет большим запасом информации в различных областях (интересы выходят за рамки обычных интересов сверстников).
3. Умеет быстро понимать, запоминать и воспроизводить фактическую информацию.
4. Способен глубоко понимать причинно-следственные связи; пытается выяснить, почему происходит что-либо; задает много вопросов, ответы на которые помогают раскрыть истинный глубинный смысл вещей (в отличие от информационных и фактических вопросов); хочет знать, что является движущей силой, лежит в основе поступков и мыслей людей.
5. Легко усваивает основные принципы, быстро делает обоснованные заключения и обобщения по поводу тех или иных людей, событий, предметов; ищет сходство и различие между событиями и предметами.
6. Тонкий и проницательный наблюдатель; в рассказах, фильмах и прочем "видит больше", чем остальные.
7. Любит читать (или слушать, когда ему читают), обычно предпочитает книги для детей более старшего возраста; не избегает трудного материала; любит рассматривать и изучать детские энциклопедии, атласы.
8. Пытается понять сложный материал, анализируя и разделяя его на составные части; делает собственные выводы; находит логичные и обладающие здравым смыслом ответы и объяснения.
Оцените по четырехбалльной шкале, в какой степени каждому из детей присущи
следующие характеристики.
1. Глубоко погружается в интересующие его темы и проблемы, настойчив в поиске путей решения проблемы (иногда бывает трудно переключить его внимание на другую тему).
2. Ему быстро надоедает обычная, знакомая, выполняемая строго по инструкции работа.
3. Выполняя изначально вдохновившую его работу, практически не нуждается во внешней мотивации и стимуляции.
4. Стремится к наилучшему результату, самокритичен; редко удовлетворен темпом и результатом своей работы.
5. Предпочитает работать самостоятельно, от взрослых требуются лишь первоначальные инструкции.
6. Многими "взрослыми" проблемами интересуется больше своих сверстников.
7. Часто отстаивает свое мнение (иногда даже излишне активно), проявляет упорство в убеждениях.
8. Любит организовывать и структурировать вещи, людей, ситуации.
9. Его всегда интересуют правда и ложь, добро и зло; часто судит о людях, событиях и предметах, оценивает их.
Таблица результатов мотивационно – личностной характеристики учащихся.
Оцените по четырехбалльной шкале, в какой степени каждому из детей присущи следующие характеристики.
1. Проявляет чрезвычайную любознательность в самых разных областях; постоянно задает вопросы.
2. Выдвигает большое количество различных идей или решений той или иной проблемы; часто дает необычные, нестандартные и оригинальные ответы.
3. Настойчив, свободен и независим в выражении своего мнения, в споре бывает эмоциональным и горячим.
4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.
5. Предпочитает задания на развитие мышления; фантазирует, обладает развитым воображением (интересуется, что произойдет, если...); любит применять, улучшать и изменять идеи и объекты.
6. Обладает тонким чувством юмора, и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
7. Более эмоционален и импульсивен по сравнению с другими детьми; для мальчиков - более свободно проявляет "типично женские качества", например чувствительность; для девочек - более независима, активна и настойчива, чем ее сверстницы.
8. Обладает чувством прекрасного - уделяет внимание эстетическим, художественным характеристикам вещей и явлений.
9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать, не боится быть непохожим на других, индивидуалист (в частности, умеет и любит работать в одиночестве), не интересуется деталями, спокойно относится к творческому беспорядку.
10. Не склонен полагаться на авторитетное мнение взрослых без его критической оценки.
Опросник 4
"Лидерские характеристики ребенка"
Оцените по четырехбальной шкале, в какой степени каждому из детей присущи следующие характеристики.
1. Несет ответственность за свои поступки. На него можно положиться - он сделает то, что обещал, и, скорее всего, сделает это хорошо.
2. В общении с взрослыми чувствует себя так же уверенно, как со сверстниками.
3. Не ощущает беспокойства и дискомфорта, когда его просят показать свою работу всей группе.
4. Пользуется расположением сверстников.
5. Сотрудничает как со взрослыми, так и со сверстниками; стремится предотвращать конфликты и, как правило, ему это удается.
6. Вполне способен к самовыражению. За счет хорошо развитой речи его легко понять.
7. Готов адаптироваться к новым ситуациям; гибок в мышлении и действиях; не выглядит обескураженным, когда меняется привычный уклад.
8. Воодушевлен, когда находится среди людей; любит общаться, не любит одиночество.
9. Стремится быть первым, превосходить окружающих; как правило, руководит деятельностью, в которой принимает участие.
10. Принимает активное участие в различных мероприятиях. Всегда готов участвовать в подготовке к праздникам, соревнованиям и пр.
11.Выделяется в различных видах спорта, обладает хорошей координацией и увлекается спортивными играми.
• "Способность ребенка к обучению";
• "Мотивационно-личностные характеристики ребенка";
• "Творческие характеристики ребенка";
• "Лидерские характеристики ребенка".
Перед работой с опросниками в свободной форме дается вводная инструкция. Экспертное оценивание можно проводить как в групповой, так и в индивидуальной форме. Оценку могут проводить как один, так и несколько экспертов одновременно. Аналогично можно оценивать как одного ребенка, так и целую группу детей. Время заполнения опросников не ограничено. Можно заполнить либо все четыре опросника, либо один. Каждый пункт следует оценивать безотносительно других.
Экспертами могут быть педагоги и воспитатели, хорошо знающие детей. Сумма баллов, набранных обучающимся, соответственно свидетельствует об уровне развития у него тех или иных способностей или характеристик, т. е. одаренности.
Оценочные баллы:
постоянно - 4;
часто - 3;
иногда - 2;
редко - 1.
Опросник 1
"Способность ребенка к обучению"
Оцените по четырехбалльной шкале, в какой степени каждому из детей присущи
следующие характеристики.1. Имеет обширный словарный запас для своего возраста; осмысленно использует термины; речь - беглая, выразительная, разработанная.
2. Владеет большим запасом информации в различных областях (интересы выходят за рамки обычных интересов сверстников).
3. Умеет быстро понимать, запоминать и воспроизводить фактическую информацию.
4. Способен глубоко понимать причинно-следственные связи; пытается выяснить, почему происходит что-либо; задает много вопросов, ответы на которые помогают раскрыть истинный глубинный смысл вещей (в отличие от информационных и фактических вопросов); хочет знать, что является движущей силой, лежит в основе поступков и мыслей людей.
5. Легко усваивает основные принципы, быстро делает обоснованные заключения и обобщения по поводу тех или иных людей, событий, предметов; ищет сходство и различие между событиями и предметами.
6. Тонкий и проницательный наблюдатель; в рассказах, фильмах и прочем "видит больше", чем остальные.
7. Любит читать (или слушать, когда ему читают), обычно предпочитает книги для детей более старшего возраста; не избегает трудного материала; любит рассматривать и изучать детские энциклопедии, атласы.
8. Пытается понять сложный материал, анализируя и разделяя его на составные части; делает собственные выводы; находит логичные и обладающие здравым смыслом ответы и объяснения.
Опросник 2
"Мотивационно-личностные характеристики ребенка"
1. Глубоко погружается в интересующие его темы и проблемы, настойчив в поиске путей решения проблемы (иногда бывает трудно переключить его внимание на другую тему).
2. Ему быстро надоедает обычная, знакомая, выполняемая строго по инструкции работа.
3. Выполняя изначально вдохновившую его работу, практически не нуждается во внешней мотивации и стимуляции.
4. Стремится к наилучшему результату, самокритичен; редко удовлетворен темпом и результатом своей работы.
5. Предпочитает работать самостоятельно, от взрослых требуются лишь первоначальные инструкции.
6. Многими "взрослыми" проблемами интересуется больше своих сверстников.
7. Часто отстаивает свое мнение (иногда даже излишне активно), проявляет упорство в убеждениях.
8. Любит организовывать и структурировать вещи, людей, ситуации.
9. Его всегда интересуют правда и ложь, добро и зло; часто судит о людях, событиях и предметах, оценивает их.
Таблица результатов мотивационно – личностной характеристики учащихся.
Опросник 3
"Творческие характеристики ребенка"
Оцените по четырехбалльной шкале, в какой степени каждому из детей присущи следующие характеристики.
1. Проявляет чрезвычайную любознательность в самых разных областях; постоянно задает вопросы.
2. Выдвигает большое количество различных идей или решений той или иной проблемы; часто дает необычные, нестандартные и оригинальные ответы.
3. Настойчив, свободен и независим в выражении своего мнения, в споре бывает эмоциональным и горячим.
4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.
5. Предпочитает задания на развитие мышления; фантазирует, обладает развитым воображением (интересуется, что произойдет, если...); любит применять, улучшать и изменять идеи и объекты.
6. Обладает тонким чувством юмора, и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
7. Более эмоционален и импульсивен по сравнению с другими детьми; для мальчиков - более свободно проявляет "типично женские качества", например чувствительность; для девочек - более независима, активна и настойчива, чем ее сверстницы.
8. Обладает чувством прекрасного - уделяет внимание эстетическим, художественным характеристикам вещей и явлений.
9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать, не боится быть непохожим на других, индивидуалист (в частности, умеет и любит работать в одиночестве), не интересуется деталями, спокойно относится к творческому беспорядку.
10. Не склонен полагаться на авторитетное мнение взрослых без его критической оценки.
Опросник 4
"Лидерские характеристики ребенка"
Оцените по четырехбальной шкале, в какой степени каждому из детей присущи следующие характеристики.
1. Несет ответственность за свои поступки. На него можно положиться - он сделает то, что обещал, и, скорее всего, сделает это хорошо.
2. В общении с взрослыми чувствует себя так же уверенно, как со сверстниками.
3. Не ощущает беспокойства и дискомфорта, когда его просят показать свою работу всей группе.
4. Пользуется расположением сверстников.
5. Сотрудничает как со взрослыми, так и со сверстниками; стремится предотвращать конфликты и, как правило, ему это удается.
6. Вполне способен к самовыражению. За счет хорошо развитой речи его легко понять.
7. Готов адаптироваться к новым ситуациям; гибок в мышлении и действиях; не выглядит обескураженным, когда меняется привычный уклад.
8. Воодушевлен, когда находится среди людей; любит общаться, не любит одиночество.
9. Стремится быть первым, превосходить окружающих; как правило, руководит деятельностью, в которой принимает участие.
10. Принимает активное участие в различных мероприятиях. Всегда готов участвовать в подготовке к праздникам, соревнованиям и пр.
11.Выделяется в различных видах спорта, обладает хорошей координацией и увлекается спортивными играми.
Комментариев нет:
Отправить комментарий