Гребенюк И.А.
Ученье – свет, дающий человеку уверенность в своих действиях и поступках. Приобрести эту уверенность помогают образовательные учреждения разного типа, одним из которых является школа. Ребенок, идя в школу, надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этого светлого оптимизма – самая серьезная проблема обучения.
О том, как лучше организовать обучение детей рассуждал К.Д. Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении». В этой работе К.Д. Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться. Первой заповедью обучения и воспитания К.Д. Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.
В современном мире в обеспечении условий и возможностей инклюзивного обучения детей с нарушением интеллекта одна из важных ролей принадлежит внедрению в учебно-воспитательную практику принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает сильный дополнительный импульс, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, школе, труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности. Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Её переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.
Прежде чем перейти непосредственно к алгоритму создания ситуации успеха, необходимо выяснить, чем успех является для ребенка. Обратимся к исследованиям А.С. Белкина.
Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку.
С психологической точки зрения, успех, как считает А.С.Белкин - это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, надеждами, либо превзошёл их. В том случае, когда успех делается устойчивым, постоянным, может начатся своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.
С педагогической точки зрения, ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих обучающихся возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Учитывая, что данная ситуация успеха всегда субъективна, результат усилий расценивается только в сопоставлении с вчерашними достижениями, с позиций завтрашних перспектив. Научить русскому языку всех детей практически невозможно, но научить не бояться русского языка, научить любить его - это цель, которую можно реализовать.
В переживании ситуации успеха особенно нуждаются обучающиеся с нарушением интеллекта, поэтому важно перейти к рассмотрению типов ситуаций успеха и их алгоритмам.
Учитель должен: осознать свою сопричастность к успеху, осмыслить творческое начало в своей деятельности, быть убежденным в правильности применяемых методов
Приёмы «неожиданной» радости:
Приём «Лестница» или «Встань в строй» - речь идет о ситуациях, когда учитель ведет обучающегося поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.
Алгоритм:
1 шаг: Психологическая атака. Суть: переломить состояние психологического напряжения. Создание условий для вхождения в эмоциональный контакт.
2 шаг: Эмоциональная блокировка. Суть: локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы. Важно переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.
3 шаг: Выбор главного направления. Необходимо установить не только очаг психологического напряжения личности, но и определить пути его нейтрализации.
4 шаг: Выбор разных возможностей. Необходимо создать условия, при которых обучающийся, для которого создается ситуация успеха, имел примерно равные возможности проявить себя по сравнению с одноклассниками.
5 шаг: Неожиданное сравнение. Может сработать единожды.
Приём «Шанс» - подготовленные педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.
II тип – Общая радость - обучающийся достиг нужной для себя реакции коллектива. Общей радостью считают только те реакции коллектива, которые дают возможность ребёнку почувствовать себя удовлетворенным. Общая радость – это, прежде всего эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.
Приемы, с помощью которых можно создать ситуацию успеха, вызывающую общую радость.
Приём «Следуй за нами» - необходимо, чтобы доброе дело ребенка не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное- желание повторить, развить его.
Алгоритм:
1 шаг: диагностика интеллектуального фона. Пробуждение ума, когда ребенку хочется догнать ушедших вперед одноклассников.
2 шаг: выбор интеллектуального спонсора. Проще, прикрепить сильного ученика. Для этого нужны побудительные мотивы, нужен взаимный интерес. Наиболее эффективный путь – привлечь к интеллектуальному спонсорству старшеклассника.
3 шаг: фиксация результата и его оценка. Необходимо, чтобы доброе дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное – желание повторить, развить его.
Приём «Заражение» - «заразить» коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного ученика станет стимулом для успеха других, перерастёт в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.
Приём «Эмоциональный всплеск» - главная роль отведена учителю. Слова его, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск его искреннего стремления помочь ребёнку, создать ситуацию успеха.
III тип – Радость познания - радость учебного процесса и радость познания тесно связаны друг с другом. Выращивание познавательного интереса и есть предмет заботы учителя, формирующего радость познания.
Прием «Эврика» - суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребёнок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришёл к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности.
Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное «открытие», но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение. Нужно помнить, что:
успех «открытия» надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;
ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, ума. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость;
ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.
Приём «Линия горизонта» - однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, обучающийся может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям человеческого разума.
Создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательностей следующих операций:
- На фоне эмоциональной комфортности - снятие страха
- «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».
- «Люди учатся на своих ошибках, и находят способы решений».
- Авансирование успешного результата.
- «Я даже не сомневаюсь в успешном результате»,
- «У тебя обязательно получиться».
- Скрытое инструктирование ребёнка в способах деятельности.
- «Возможно, лучше всего начать с…».
- «Выполняя работу, не забудьте о…».
- Внесение мотива (обозначить практическую значимость).
- «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…».
- Персональная исключительность.
- «Только ты и мог бы», «Только тебе, я могу доверить…».
- «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».
- Мобилизация активности, или педагогическое внушение.
- Высокая оценка деталей
- «Тебе особенно удалось то объяснение…».
- «Больше всего мне в твоей работе понравилось…».
Ситуация успеха особенно важна в работе с обучающимися с нарушением интеллекта, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность.
По мере того, как современное общество становится более сложным, детям все труднее уловить связь школы с жизнью, обучающиеся чаще всего не могут успешно адаптироваться в наше бурное время. И одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – успех в жизни!
ДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ СИТУАЦИЮ УСПЕХА:
- Не заостряйте внимание на негативном; чаще улыбайтесь, используйте элементы юмора при общении.
- Проявляйте интерес и великодушие к своим ученикам.
- Не давайте детям прозвища, не вешайте на них ярлыки.
- Не сравнивайте ребёнка с другими, отмечайте «персональную исключительность».
- Аргументируйте необходимость Ваших действий; ту отметку, которую Вы выставляете ученику.
- Не говорите много за детей, вызывайте их на диалог, позволяйте выражать им своё мнение.
- Не выражайте недовольство ученику при всём классе, не применяйте угрозы.
- Помните, что Вы, как педагог, формируете личность обучающегося, его самооценку.
ОПЕРАЦИЯ
|
НАЗНАЧЕНИЕ
|
РЕЧЕВАЯ ПАРАДИГМА
|
1. Снятие страха, создание комфортно-доверительных отношений
|
Помогает преодолеть
неуверенность в собственных
силах, робость, боязнь самого
дела и оценки окружающих.
|
«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться».
«Люди учатся на своих ошибках и
находят другие способы решения».
«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».
|
2. Авансирование успешного результата
|
Помогает учителю выразить
свою твердую убежденность в том, что его ученик
обязательно справиться с
поставленной задачей. Это,
в свою очередь, внушает
ребенку уверенность в свои
силы и возможности.
|
«У вас обязательно получится..»
«Я даже не сомневаюсь в успешном
результате».
|
3. Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности
|
Помогает ребенку избежать поражения.
Достигается путем намека, пожелания.
|
«Возможно, лучше всего начать с…»
«Выполняя работу, не забудьте о…»
|
4. Внесение мотива
|
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет
хорошо после выполнения.
|
«Без твоей помощи твоим
товарищам не справиться…»
|
5. Персональная исключительность.
|
Обозначает важность усилий
ребенка в предстоящей или
совершаемой деятельности.
|
«Только ты и мог бы….»
«Только тебе я и могу доверить…»
«Ни к кому, кроме тебя, я не могу
обратиться с этой просьбой…»
|
6. Мобилизация активности или педагогическое внушение.
|
Побуждает к выполнению
конкретных действий.
|
«Нам уже не терпится начать работу…»
«Так хочется поскорее увидеть…»
|
7. Высокая оценка детали.
|
Помогает эмоционально
пережить успех не результата
в целом, а какой-то его
отдельной детали.
|
«Тебе особенно удалось то объяснение».
«Больше всего мне в твоей работе
понравилось…»
«Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».
|
Приемы создания ситуации успеха.
Приём "Лестница"
Приём "Лестница"
прием «Лестница».
| Завести разговор с учеником на больную для него тему будет трудно. Нужно поступить неожиданно, к примеру, написать и положить в дневник ученика записку: жду тебя в девять часов у входа в видео салон. Записка позволяет легче вступить в контакт. Ведь у ученика был по отношению к учителю своего рода психологический барьер. Он мок его и не осознавать, но чувствовал. Свидание назначено поздно, чтобы думал, что пригласил кто-то из одноклассников. Во всяком случае, не учитель. Важно застать его врасплох. Чтобы не сумел выстроить психологическую защиту от вмешательства учителя в свой внутренний мир. Результат отличный! Ученик на столько поражен, что безропотно идет с учителем и принимает участие в разговоре. Это и является главной задачей «психологической атаки».
|
приём «Шанс»
| Алеша, ученик девятого класса, отличник. По всем предметам у него глубокие знания. Но где-то в середине третьей четверти начал сдавать. Появились другие внешкольные интересы. На уроке истории вышел отвечать, но настолько слабо, что учитель, разочарованный, удивленный, вынужден был поставить тройку. На следующем уроке, полагая, что первая неудача была случайной, намереваясь дать ему шанс исправить положение, снова вызвал его отвечать. Снова слабый ответ. На протяжении последующих трех недель учитель ни разу не напоминал Алеше о его неуспехе, ни разу не спрашивал, хотя понимал, что класс ждет от него другой тактики.
В конце месяца учитель сделал краткий обзор успеваемости класса в целом и дал характеристику работы каждого ученика в отдельности. Когда очередь дошла до Алеши, то он сказал, что удивлен его «успехами» и намерен спросить его сегодня же. Лицо Алеши вытянулось. Этого-то он никак не ожидал. Но тем не менее учитель вызывает его к доске и начинает задавать ему вопросы.
Алеша отвечает плохо. Но учитель ко всеобщему удивлению ставит ему высший балл и предупреждает, что с этого момента он будет ставить ему на каждом уроке отличные отметки, но спрашивать не будет (?!), пока он сам не захочет показать настоящие знания. На следующем уроке обещания учителя было выполнено, но Алеша чувствовал себя явно неуютно. Для него это оказалось слишком сильным эмоциональным натиском, который он выдержать не смог. На последующем уроке он принял активное участие в работе класса, поднимал руку, дополнял, хотя желания выйти к столу не изъявил… Было всем очевидно, что процесс его оздоровления начался.
Эта ситуация относится к типу «неожиданная радость», а прием «даю шанс». Ситуация далеко не типичная, можно сказать уникальная. Но учитель был очень опытный, и он твердо верил в сознательность Алеши, в его умение правильно все оценить и во всем разобраться. Именно в этот трехнедельный период учитель не только наблюдал за Алешей, но и беседовал с его родителями, с классным руководителем. Его интересовало, нет ли каких-то веских причин для такого неожиданного срыва. Серьезных причин не оказалось. Поэтому учитель решил «встряхнуть» Алешу.
Высокий авторитет, которым пользовался Алеша в классе, поможет учителю выиграть эту ситуацию. Если он безмолвно примет эти ничем не обоснованные пятерки, то он, безусловно, потеряет в глазах товарищей репутацию порядочного человека, которая у него всегда была. Разумеется, он на такое никогда не пойдет. Учитель обоснованно предположил, что срыв Алеши – слабость сильной личности, а потому необходимо сделать так, чтобы временная слабость не превратилась в постоянную, опереться при этом на силы самого школьника.
|
прием «Эмоциональный всплеск»
| Ученик в классе не очень любил русский язык, но занимался более или менее регулярно, имел средние отметки. На одном уроке русского языка он получил хорошую отметку, успокоился, решил не очень обременять себя домашними заданиями. На уроках у него наступало привычное состояние пассивного отсиживания. Вдруг он услышал вопрос учителя, который попросил его повторить правило, изученное на прошлом уроке. Правило не вспоминалось, мысли путались. И вдруг он услышал голос учителя, услышал слова, сказанные с такой надеждой, добротой, поддержкой: «Вадим! Ты не можешь молчать. Ты подумай, ты вспомни! Ты так высоко взлетел! Ты взлетел и летишь так высоко, ты понимаешь, что это? А сейчас ты можешь упасть, а падать всегда больно!».
Сразу вспомнились откуда-то выплывшие строки правил, изученных на прошлом уроке. Вадим говорил верно, четко, с надеждой, что его поймут и поддержат! Домой не пришел, а вбежал: « Мама, ты знаешь, она мне так и сказала: « Ты полетел!». Я вспомнил! Я все вспомнил, мама! Я не упал…».
Слова учителя, безусловно, экспромт, вдохновение, настоящий эмоциональный всплеск ее искреннего стремления помочь ребенку, создать ему ситуацию успеха!
|
прием «Эврика»
|
Мы идем на природу, я обращаю внимание мальчика на множество задач, которые люди решают в процессе труда. И вот пришел день, в который я твердо верил: Петя решил задачу совершенно самостоятельно. У мальчика загорелись глаза, он стал объяснять, о чем идет речь в задаче, его объяснение было сбивчивым, но я видел, что перед ребенком, наконец, раскрылось то, что было покрыто мраком.
Петя был рад. Я тоже вздохнул с облегчением: наконец-то «Я сам решил задачу», - радостно он сказал дедушке. Петя гордился своим успехом».
|
прием «Линия горизонта»
|
Тамара Львовна поручила мне сделать доклад о подводных лодках. Достал книжки, начал читать и зачитался! Так интересно! Меня слушали все внимательно. Тамара Львовна сказала: «А ты способный! Молодец!» - и поставила пятерку. Через несколько дней я к ней подошел и предложил: «Давайте я сделаю доклад о танках!». Она сказала: «С удовольствием послушаем. Готовься». Я опять зачитался. С тех пор все время ищу литературу по истории военной техники. Второй доклад тоже всем понравился».
Первый доклад не только принес ребенку радость первого успеха, но и самое главное, раскрыл своеобразную прелесть самостоятельного поиска, нарисовал волнующую для него картину развития человеческого разума, рождающего удивительные творения науки и техники.
Это была радость. Стремление повторить ее побудило мальчика взяться за новые поиски, более увлекательные, по своей собственной инициативе. Чем больше он открывал для себя нового, неизведанного, тем больше формировалась потребность к поиску, тем глубже становилась радость. Подчеркнем, радость не от пятерок, а радость от процесса поиска!
Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями.
|
Спасибо! Очень интересный материал!
ОтветитьУдалить