Ребусы

суббота, 14 октября 2017 г.

ИОМ в системе дополнительного образования детей

Источник
          Целью деятельности дополнительного образования в целом является - создание условий для жизненного личностного и профессионального самоопределения воспитанников. Учреждение дополнительного образования имеет огромный потенциал для работы в этом направлении. Оно предоставляет широкий спектр видов творческой деятельности, среди которых каждый воспитанник может найти себе дело по душе, которое, возможно, в будущем станет его профессией.


          Очень важно, что дополнительное образование дает большие возможности для развития детской одаренности, ведь, чем раньше у ребенка обнаружатся способности к той или иной деятельности, чем больше внимания будет уделено их развитию, тем легче ему будет найти свое призвание.
          Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности.
          Если воспитанник, занимающийся в объединении дополнительного образования, сможет самореализовать свои творческие способности, то это и будет являться одним из решающих факторов, способствующих его личностному, жизненному и профессиональному самоопределению.
          Для развития одаренности воспитаннику необходимы индивидуальные формы обучения. Поиски в направлении разработки индивидуальных форм организации обучения ведутся многими специалистами в разных странах. Большинство зарубежных исследователей склоняются к тому, что предельно индивидуализировать учебную деятельность ребенка можно только одним способом - разработать индивидуальные учебные планы (или образовательные маршруты) для каждого ученика исходя из его индивидуальных возможностей и особенностей.
          Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для обучения одного конкретного воспитанника, направленная на развитие его индивидуальных способностей. Индивидуальный образовательный маршрут поможет одаренному ребенку раскрыть все свои таланты и определиться в мире профессий. Приходим к выводу, что использование индивидуальных образовательных маршрутов в системе дополнительного образованияявляется одной из форм педагогической поддержки личностного, жизненного и профессионального самоопределения воспитанников.
 Методика построения индивидуального образовательного маршрута. 
          Педагог, составляющий индивидуальную программу для того или иного ребенка, должен опираться в первую очередь на содержание базовой программы своего объединения. Главный вопрос всякой образовательной программы или маршрута - как структурировать материал? Приступая к созданию индивидуального образовательного маршрута, педагогу необходимо определить, по какому типу структурирован материал в его программе. Различные структуры образовательных программ могут быть представлены простыми геометрическими линиями. Виды образовательных маршрутов.

           Большая часть традиционных программ строится по аналогии с прямой линией, идущей вверх (картинка №1). Это позволяет реализовать систематичность и последовательность: от простого к сложному. Построить программу, ориентированную на развитие одаренности, таким образом, очень сложно, потому что одаренные дети, зачастую, имеют склонность к задачам дивергентного типа (творческие задания). Особенность этих заданий в том, что они допускают множество правильных ответов. Решение этих задач в рамках программы, основные требования которых систематичность и последовательность, довольно затруднительно. 
          Другой способ решения - структурирование учебного материала по типу нескольких концентрических кругов (картинка №2). В структуру такой программы обычно входят несколько более мелких подпрограмм, (они могут быть относительно автономны). Пройдя первый круг, ребенок осваивает второй, затем третий. 
          Это принцип при разработке индивидуального образовательного маршрута возможен, но наиболее продуктивен - третий (картинка №3) - логарифмическая спираль. Благодаря такой структуре один и тот же вид деятельности отрабатывается на занятиях периодически, многократно, причем содержание постепенно усложняется и расширяется за счет обогащения компонентами углубленной проработки каждого действия. При этом способе структурирования материала открываются большие возможности для исследовательской деятельности воспитанников, которая, как раз, направлена на развитие их одаренности. 
          Определив тип структуры образовательной программы можно приступить к разработке индивидуального образовательного маршрута. Известный специалист в области одаренных детей Джон Рензулли считает, что учитель, разрабатывающий индивидуальный образовательный маршрут должен действовать примерно по такой схеме: 
- Определить уровень развития ребенка (в т. ч. его качества и способности); 
- Очертить долгосрочные и краткосрочные цели и пути к их достижению. 
- Определить время, которое должен затратить ребенок на освоение стандартной и специальной программы; 
- Предусмотреть участие родителей; 
- Определить способы оценки успехов воспитанника. 

Схема построения индивидуального маршрута одарённого ребёнка.


          Рассмотрим подробнее этап диагностики уровня развития способностей воспитанника и его индивидуальных особенностей. Очень важен и примечателен тот факт, что педагогические работники в своей практической деятельности, чтобы не проглядеть, не потерять одаренность проявляют большое внимание к установлению уровня способностей и их разнообразия у детей. И, наоборот, теряя дарование, талант и просто заметные способности, педагоги образовательных учреждений теряют и всех остальных.
          Существует множество методик диагностики уровня развития способностей и одаренности. Назовем несколько из них:
- тест «А не живёт ли с вами вундеркинд?»;
- для детей дошкольного возраста применяются тесты Стенфорда - Бине, Векслера, а так же различные методики и их комплексы (Е.П.Торренс, Д.Б.Богоявленская, В.А.Петровский, К.В. Тарасова и др.);
- диагностика умственных способностей;
- анкета для родителей;
- диагностика мышления;
- методика «оценка общей одарённости»;
- методика «индивидуальный портрет»;
- пожелания воспитанника.
           Исходя из результатов диагностики, педагог совместно с воспитанником и его родителями определяет цели и задачи маршрута. Определение содержания, форм работы и оценивание знаний Интеграция с другими специалистами Определение способов оценивания успехов
 Третий этап - «Определение времени» не должен вызвать у педагога затруднение. В индивидуальном порядке по согласованию с родителями и самим воспитанником срок действия маршрута определяется в соответствии с поставленными целями и задачами. Возможно совмещение занятий индивидуального маршрута с основной программой, только в углублённом изучении проблемы затрагиваемой на занятии.
 Четвертый этап - «Определение роли родителей воспитанника в реализации маршрута». Он предусматривает участие родителей в разработке маршрута, определении целей в совместной творческой деятельности со своим ребенком (Например, изготовление костюма для выступления на концерте и др.)
 На пятом этапе - «Разработка учебно-тематического плана» педагогу необходимо совместно с воспитанником и родителями подобрать темы занятий дополнительно к темам из базовой программы, опираясь на интересы воспитанника, его возможности и поставленные цели.
 Шестой этап- «Определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов». Каждый одаренный ребенок неповторим, но существует много черт характерных для большинства одаренных детей. Учитывая эти особенности, можно очертить круг методов и технологий образовательной деятельности, которая проходит в рамках индивидуального образовательного маршрута. Форма подведения итогов используемых в индивидуально-образовательном маршруте для одаренных детей также могут быть необычны.
 На седьмом этапе «Интеграция с другими специалистами» разработчик маршрута, проанализировав результаты диагностики и исходя из содержания учебно-тематического плана, решает нужно ли для достижения поставленной цели привлечь к работе с данным воспитанником других специалистов. (Например:Если воспитанник занимается вокалом, то ему возможно необходимо занятие и с хореографом, или если по результатам диагностики выяснилось, что у воспитанника есть психические особенности, то ему необходимы занятия с психологом).
Заключительный восьмой этап «Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника». Способ оценки и самооценки успехов выбирает педагог совместно с воспитанником. Рекомендовано проводить оценку успехов освоения маршрута каждые три месяца или по окончании какого-либо образовательного блока или этапа, по карте одаренности, которую уже использовали на этапе диагностики.

Литература 
1. Гавриленко С.С. Индивидуально-образовательный маршрут. Математика в школе. 2007. №3. С.51-56. 
2. Галацкова И.А. Моделирование вариативных образовательных маршрутов учащихся как средство обеспечения адаптивности школьной среды. Автореферат. Ульяновск 2010. 29с. 
3. Гущина Т.Н. Индивидуальный образовательный маршрут как средство сопровождения развития субъективности обучающихся. Воспитание школьников. 2011. №9.С.32-38. 
4. Декина Н.П. Карта выбора индивидуального маршрута обучения. Завуч. 2004. №6. С.46-47. 
5. Давыдова М.В. Моделирование индивидуальных образовательных маршрутов. Новокузнецк. 2004. 188с.
6. Крылова Н.Б. Организация индивидуального образования в школе: теория и практика. М. Сентябрь. 2005. 
7. Кунаш М.А. Индивидуальные образовательные маршруты как средство формирования познавательной компетентности на уроках. М. Изд-во МГУ, 2011. 
8. Кунаш М.А. Современные подходы к разработке индивидуальных образовательных маршрутов школьников. Мурманск . МГТУ. 2011. 
9. Куприянова Г.В. Индивидуальный образовательный маршрут. Индивидуализация в современном образовании. Ярославль. 2001. 
10.Лукъянова М.И. Вариативный образовательный маршрут. Учитель 2007. №1. 
11. Маркова С.В. Педагогическое сопровождение одаренного подростка при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута. Автореферат. Киров.2011. 24с. 
12. Михайлова Н.Н. Педагогическая поддержка ребенка в образовании. М. Академия, 2006. 
13. Мудрик А.В. Индивидуальная помощь в социальном воспитании. Классный руководитель. 2000. №3 С.34. 
14. Остренко М.Г. Моделирование и реализация индивидуальных маршрутов в образовательном процессе школы. Псков. 2004, 242с. 
15. Рейндольф Т.А. Построение предметного образовательного маршрута ученика на основе индивидуально-ориентированных средств обучения. Директор сельской школы. 2007. №3. С.35-39. 
16. Цыбенов Б.В. Рабочие материалы педагога и обучающегося по индивидуальному образовательному маршруту. Практика административной работы в школе. 2009. №4. С.48-52. 
17. Ямшинина С.Н. Моделирование индивидуальных образовательных маршрутов для младших школьников, испытывающих трудности в обучении. М. 2009. 223с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий