Цель: Формирование образовательных компетенций учащихся (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) через реализацию монопроекта по теме: «Однокоренные слова»
1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);
- развитие умения использовать различные способы поиска информации;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);
- формирование умения работать в статичных и мигрирующих группах в режиме интерактивного обучения;
- формирование умения работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов, текстов, разноуровневых карточек) (коммуникативные УУД).
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)
- Инструкционные карты, информационные листы, листы самооценки, заготовки для эмоциональной оценки («волшебные линеечки» Г. Цукермана);
- Учебник: «Русский язык» 2 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М «Просвещение»;
- Проектор, мультимедийная приставка, ноутбук;
- Нетбуки для индивидуальной и парной работы;
- Листки с тестами для КОД (контрольно-оценочной деятельности);
Ход занятия (представлен таблицей)
Список используемой литературы:
- «Русский язык», учебник для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011
- «Русский язык», рабочая тетрадь для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011
- «Русский язык», методическое пособие к комплекту «Русский язык» для 2 класса, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.:Просвещение, 2011
- «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа», Е.С. Савина, М.: Просвещения, 2011, Стандарты второго поколения
- «Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
- «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
- «Проектные задачи в начальной школе», А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения
- «Веселая грамматика», В. Волина, М.: Просвещение, 2004
- «Учимся играя», В. Волина, М.: Просвещение, 2004
- «Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, М.: Просвещение, 2007
- «Сборник диктантов и творческих работ», Л.И. Тикунова, В.П. Канакина, М.: Просвещение, 2011
Электронные источники информации:
- www.wikipedia.ru
- www.openclasse.ru
- www.it-n.ru – творческое сообщество учителей
- www.1september.ru
- www.wiki.vladimir.i-edu.ru
- Единая коллекция ЦОР
Version:1.0
StartHTML:0000000167
EndHTML:0000038902
StartFragment:0000000549
EndFragment:0000038886
Этап
урока
|
Время,
мин
|
Цель
|
Содержание взаимодействия
с учащимися
|
Методы
и приемы работы |
ФОУД*
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
учащихся
|
Формируемые УУД
|
Организационный |
1 |
Проверка готовности обучающихся,
их настроя на работу |
Ну-ка,
всё проверь дружок,
Ты готов начать
урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручка, книжка и
тетрадь?
Все ли правильно
сидят?
Все ль внимательно
глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять»? |
– |
Ф |
Приветствует обучающихся,
проверяет их готовность к уроку |
Приветствуют учителя, проверяют
свою готовность к уроку |
Регулятивные:
-нацеливание на
успешную деятельность.
Личностные:
- выражать положительное
отношение к процессу познания,
проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные:
- формирование умения слушать и
слышать. |
Выход на тему, цель,
учебные задачи в соавторстве.
Словарно-орфографическая работа. |
7 |
Подведение детей к формулированию
темы и постановке задач урока.
Составление плана работы |
На доске написаны
слова
круж…во
..рех
р… цепт
м… нета
н… деля
леб… дь– Какое задание можно предложить к этим словам? (Вставить пропущенные буквы.) – Какие буквы нужно вставить в эти слова? – Как убедиться в том, что вы правы? (Проверить написание этих слов по словарю.) – Записать слова, подчеркнуть орфограммы. – Можно ли проверить написание этих слов? Почему? (Написание нужно запомнить.) |
Наблюдение, проблемная ситуация.
Работа по плану урока |
Ф |
Организует диалог с обучающимися,
в ходе которого конкретизирует понятие
"орфограмма", формулирует
некоторые задачи урока, составляет
совместно с обучающимися план урока |
Дописывают на доске и в тетради, производят взаимооценку, сравнивают произношение слов с их написанием. Объясняют, почему в данных словах присутствует орфограмма. Формулируют тему и задачу урока |
Регулятивные:
- постановка учебной
задачи на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено учащимися
и того, что еще не известно;
Познавательные:
- постановка и решение
проблемы;
Личностные:
- развитие познавательных
интересов учебных мотивов;
Коммуникативные:
- умение ясно и четко излагать свое
мнение, выстраивать речевые конструкции. |
Минутка чистописания. |
5 |
Выход на тему урока | 1) – Составьте и запишите цепочки
из букв, которые вставили в
слова. еоеоее оееоее … 2) – Как вы думаете, почему некоторые буквы уже подчеркнуты? Что заметили? (Если их соединить, то получится слово.) – Какое это слово? Запишите его. (Корень.) – Назовите грамматические признаки слова корень. – Что такое корень? – Какие значения имеет это слово? Что о нем можно сказать? (Это слово многозначное.) |
Наблюдение. |
Ф |
Указывает объект наблюдения |
Выполняют упражнение в тетради. Обосновывают выбор написания |
Регулятивные:
- оценивать (сравнивать
с эталоном) результаты своей
деятельности.
Познавательные:
- классифицировать
объекты (объединять в группы по
существенному признаку)
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми; |
Работа над темой. |
11 |
Подведение детей к самостоятельному
выводу |
Какое отношение
имеет слово корень к предмету
«Русский язык»?
Где слова родные (однокоренные)?– Что мы называем корнем слова? -О чем будем говорить сегодня на уроке? Запись на доске: Белка, беленький, белить, Водяной, вода, водить, Лист, лиса, лисенок, Лось, лоскут, лосенок, Горный, горка, городок, Пес, песочный и песок. |
Наблюдение, работа
с текстом (сравнение)
|
Ф, П |
Организует подводящий диалог,
уточняет правило |
Записывают однокоренные и вычеркивают лишние слова. выделяют корни, обсуждают в паре, делают вывод, читают правило в учебнике, сравнивают и добавляют свои слова. |
Регулятивные:
- предвосхищение
результата и уровня усвоения знаний,
его временных характеристик;
Познавательные:
- выбор наиболее
эффективных способов решения задач
в зависимости от конкретных условий;
Личностные:
- выражать положительное
отношение к процессу познания;
проявлять внимание, желание узнать
больше.
- знание основных
моральных норм работы в паре
(справедливого распределения,
взаимопомощи, ответственности);
Коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями
коммуникации. |
Проверка понимания способа
действия. |
Коллективное
выполнение упражнения.
– Назовите и выпишите однокоренные слова.
(Как-то много лет
назад
Посадили дивный
сад
Не был этот
сад фруктовым
Был он только словом.
Это слово, слово –
корень
Разрастаться стало
вскоре
И плоды нам принесло
–
Стало много новым
слов.
Вот из сада
вам рассада.
Вот ещё посадки
рядом.
А вот садовод
Иль садовник
к нам идёт.
Очень – очень
интересно
Погулять в саду
словесном !
- Назовите корень в этих словах. Что
вы заметили? (корни в однокоренных
словах чаще всего пишутся одинаково)– Почему вы так считаете? – К какой части речи относится каждое слово? – Выделите корень в словах. – Что заметили? – От какого корня образовались слова: рассада, посадки, садовод, садовник. |
Доказатель-ство |
Ф |
Дает образец короткого
доказательства |
Объясняют написания слов, делают
выводы. |
Познавательные:
- выдвижение гипотез,
их обсуждение, доказательства;
Регулятивные:
- составление плана
и последовательности действий.
|
||
Первичное закрепление нового
материала |
7 |
Развитие умения распозна-вать
и подбирать однокоренные слова, |
На
листах Игра «Выбери
пару». (Приложение 1)
Соединить пары однокоренных слов. – Какими частями речи являются эти слова? (работа на нетбуках с использованием локальной сети) |
Самостоя-тельная работа, рефлексия,
контроль, работа на нетбуке |
Г, П, И |
Проводит инструктаж обучающихся.
Организует выступление групп, обмен
мнениями |
По очереди соединяют слова, доказывая. Один человек объясняет решение группы у доски. Произво-дят взаимо-проверку, рефлек-сию |
Регулятивные:
- умение действовать
по плану и планировать свою деятельность;
- умение контролировать
процесс и результаты своей деятельности,
включая осуществление предвосхищающего
контроля в сотрудничестве с учителем
и сверстниками;
Познавательные:
- поиск и выделение
необходимой информации, применение
методов информационного поиска, в
том числе и с помощью компьютерных
средств;
Личностные:
- готовность к
сотрудничеству, оказанию помощи,
распределение ролей;
- оценивание усваиваемого
содержания, обеспечивающие личностный
моральный выбор;
Коммуникативные:
- планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями
коммуникации. |
Выявление однокоренных слов |
Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и ежонком,
Чиж с чижихой и
чижонком,
Стриж с стрижихой
и
стрижонком.
Разбежались кто
куда,
Приведи-ка их сюда! |
Работа с учебником (№85, стр 53) |
Г, П |
Помещает слова на доску |
Читают хором с учебника, дополнительно – с листов групповой работы |
Регулятивные:
- умение адекватно
воспринимать оценки;
Познавательные:
- построение логической
цепи рассуждений;
Личностные:
- формирование
адекватной, позитивной, осознанной
самооценки и самопринятия;
Коммуникативные:
- управление поведением
партнера (контроль, коррекция, оценка
его действий);
- владение монологической и
диалогической формами речи родного
языка. |
||
Психофизическая
тренировка
|
1 | Релаксация | Ребята повернитесь лицом друг к другу. Один из вас раскрывает свои ладошки, а другой накрывает их своими ладонями. Посмотрите так ласково в глаза друг другу, чтобы ваши ладошки потеплели: Вы почувствовали тепло рук? А теперь каждый по очереди скажет несколько слов своему товарищу, но так нежно и ласково, чтобы ваши ладошки потеплели ещё больше. | Работа в парах | П | Организация психофизической тренировки | Выполняют упражнение для релаксации |
Коммуникативные:
- умение работать в паре, слушать и
вступать в диалог, строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками. |
Гимнастика для глаз. | 1 | Снятие усталости с глаз | Мульдимедийная презентация | Просмотр презентации | Ф | Организует выполнение гимнастики для глаз | Выполняют гимнастику для глаз по упражнениям презентации | |
Самопроверка |
3 |
Игра «Редактор».
Восстанови текст, добавив однокоренные
слова. Выдели корень.
У меня встали
_______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас
____________ стрелка стоит неподвижно.
Нужно чтобы их починил мастер -
________.
Слова для справок: часовщик, час,
часовая, часики. |
Игра «Редактор»,
Диктовка, самопровер-
ка, самооценка |
И, Г, |
Диктует слова |
Производят предварительную
оценку работы. Записывают слова,
сверяют с записями на доске, ставят констатирующую оценку |
Коммуникативные:
- умение работать в
статичных и мигрирующих группах,
делегировать полномочия, распределять
роли, владение монологической и
диалогической формами речи;
Познавательные:
- самостоятельное
создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
Личностные:
- ориентация в
социальных ролях и межличностных
отношениях;
- умение выделить
нравственный аспект поведения;
- готовность к
сотрудничеству и дружбе;
Регулятивные:
- умение взаимодействовать со
сверстниками в учебной деятельности,
формирование установки на поиск
способов разрешения трудностей. |
|
Подведение итогов |
2 |
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей |
Игра «Суета».
Больной, больница,
большой.
Путь, дорога, путник.
Вода, река, водяной.
Часовщик, час, часть.
Работа с использованием
локальной сети.
|
Рефлексия, контроль, интерактивная
игра «Суета» |
Ф,П, Г |
Задает вопросы о задачах урока. Спрашивает, какая задача останется на следующие уроки |
Проговаривают по плану новые знания,
высказывают свои впечатления от
урока, делают предположения |
Регулятивные:
- контроль в форме
сличения способа действия и его
результата с заданным эталоном с
целью обнаружения отклонений и отличий
от эталона;
Познавательные:
- выбор наиболее
эффективных способов решения в
зависимости от конкретных условий;
- установление
причинно-следственных связей,
построение логической цепи рассуждений,
доказательства, выдвижение гипотез
и их обоснования;
Личностные:
- оценивание усваиваемого
содержания, исходя из социальных и
личностных ценностей;
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении
проблем, интегрироваться в группу
сверстников. |
Этап разъяснения домашнего задания | 1 | Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
- Спишите, вставляя
пропущенные гласные. Обозначьте
корень в однокоренных словах.
Л…ска, л…сонька,
л…са!
Ты в каких живешь
лесах?
Л…сий хвост замел
следы.
Где л…сичка? Видел ты? |
Работа с учебником №90, стр 55 | Ф,И | Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания | Записывают задание на дом, задают вопросы |
Регулятивные:
- выделение и осознание
учащимися того, что уже усвоено и что
еще нужно усвоить, осознания качества
и уровня усвоения;
Познавательные:
- преобразование
модели в соответствии с содержанием
учебного материала и поставленной
учебной целью.
- самостоятельное
формулирование познавательной цели;
- построение логической
цепи рассуждений;
- самостоятельное
создание алгоритмов деятельности
при решении проблем творческого и
поискового характера;
Коммуникативные:
- постановка вопросов
– инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации;
- умение слушать и вступать в диалог; |
Заключительный этап
и рефлексия.
КОД (контрольно-оценночная
деятельность) |
1 |
Обеспечение позитивного
настроя на получение знаний
|
Урок
наш окончен
И выполнен
план.
Спасибо,
ребята,
Огромное
вам,
За то,
что упорно,
Усердно
трудились!
И знания
ваши
Нам всем пригодились!
Работа с листом
самооценки,
и «Волшебными
линеечками»
Г. Цукермана, «лесенками продвижений» |
Рефлексия, КОД | Ф |
Обеспечивает положитель
ную реакцию учащихся на уроки
русского языка |
Получают позитивный настрой от урока |
Регулятивные:
- оценка – осознание
качества и уровня освоения и владения
теми или иными учебными действиями;
- осуществлять итоговый
контроль
Личностные:
- оценивать собственную
учебную деятельность: свои достижения,
степень самостоятельности,
инициативности, причины неудач.
Коммуникативные:
- умение строить
продуктивное взаимодействие в
сотрудничестве со сверстниками и
взрослыми.
- проявлять активность в деятельности. |
* ФОУД –
форма организации учебной деятельности
обучающихся (Ф – фронтальная, И –
индивидуальная, П – парная, Г – групповая
Комментариев нет:
Отправить комментарий