«В ХУДШЕМ СЛУЧАЕ»
- такова
формулировка темы
занятия №4.
Довольно часто в
задачах, где требуется доказать какое-либо
утверждение,
можно рассмотреть самый
неудобный, худший
случай, в
котором
утверждение кажется наиболее
«подозрительным». И если мы докажем
утверждение в этом худшем
случае, то тем более оно будет верно
и
в остальных случаях. Поэтому
главное, что здесь нужно,
- правильно
определить этот худший
случай.
В последней
международной олимпиаде по основам
наук (математика)
для учащихся 6 класса
были целых 2 задачи по нашей теме.
Рассмотрим решения
нескольких задач.
№1. В непрозрачном
мешке лежат 5 белых и 2 черных шара.
а) Какое наименьшее
число шаров надо вытащить из мешка,
чтобы среди них обязательно оказался
хотя бы один белый шар?
(Заглядывать в
мешок нельзя!)
Какой случай здесь
самый худший? Очевидно, тот, когда мы
будем
вытаскивать только черные шары.
В этом случае, даже вытащив
2 шара, мы не
вытащим белого шара. Но если мы вытащим
3 шара,
то тогда уж точно из трех шаров
по крайней мере один шар будет белым.
Дополнительный
вопрос: какое наименьшее число шаров
надо
вытащить из мешка, чтобы среди них
обязательно оказался
хотя бы один черный
шар?
(Подумали сами?
Конечно же, ответ в этом случае: 6 шаров.)
б) Сколько шаров надо
вытащить, чтобы среди них обязательно
оказался хотя бы один белый и хотя бы
один черный?
Худшим здесь будет
случай, когда мы сначала будем вытаскивать
одни белые шары и только потом попадется
черный шар.
Поэтому потребуется вытащить
5+1=6 шаров. Отметьте,
что случай, когда попадаются одни черные
шары, «лучше»,
поскольку уже третий шар
окажется белым. Выбор
«худшего»
случая зависит от того, каких
шаров больше – белых или черных.
в) Какое наименьшее
число шаров надо вытащить, чтобы
среди
них наверняка оказались 3 белых и 1 черный
шар?
В худшем случае мы
сначала вытащим все белые шары, и затем
лишь пойдут черные. Тогда придется
вытащить 5+1=6 шаров.
(Убедитесь, что в
случае, когда сначала идут черные, а
потом
белые шары, число вытаскиваемых
шаров будет меньше.)
г) Сколько шаров надо
вытащить, чтобы среди них оказались
2
шара одного цвета?
Худший случай –
когда сначала попадаются шары разных
цветов.
Это возможно, если мы вытащим 2
шара. А если вытащим третий,
то уже будем
иметь 2 шара одного цвета.
№2. На карточках
выписаны все двузначные числа. Сколько
карточек
нужно взять не глядя, чтобы по
крайней мере одно из чисел делилось:
а) на 2; б) на 7; в) на 2 или на 7?
а) В худшем случае,
выбирая не глядя карточки с числами от
10 до 99
включительно, мы сначала будем
иметь только нечетные числа – их 45,
и
поэтому 6-е
число будет обязательно четным.
Ответ:
46 карточек.
б) Среди всех 90
двузначных чисел имеется всего 13 чисел,
делящихся
на 7 (убедитесь в этом сами).
То есть в худшем случае мы возьмем
сначала 90-13=77 чисел,
не делящихся на 7,
но 78-е число
уже точно будет делиться на 7.
Ответ: 78 карточек.
в) Среди 90 двузначных
чисел имеется 13 чисел, кратных 7, и 45
чисел,
которые делятся на 2. Но среди
этих чисел есть 7 таких (убедитесь в этом
сами),
которые делятся и на 2, и на 7.
Поэтому чисел, делящихся или на 2, или
на 7,
будет 45+13-7=51.
Следовательно, среди
90 двузначных чисел не делятся ни на 2,
ни на 7
оставшиеся 90 – 51=39 чисел.
Нужно
взять 39 + 1=40 карточек.
Ответ: 40 карточек.
При решении большинства
олимпиадных задач высокого уровня
используются специальные методы, как
правило, не рассматриваемые
в школе на
уроках.
К числу одного из таких методов
можно отнести
ПРИНЦИП ДИРИХЛЕ.
( Дирихле
Петер Густав Лежён (1805-1859гг.) – немецкий
математик,
иностранный член-корреспондент
Петербургской АН (1837г.). Основные труды
по аналитической теории чисел, теории
функций, математической физике.)
Если 101 зайца рассадить
в 100 клеток, то по крайней мере в одной
клетке
будет 2 зайца. Понятно почему: в
худшем случае, если бы в каждой клетке
сидело не больше 1 зайца, то в 100 клетках
их было бы не больше 100.
А если бы было 35
клеток и 743 зайца, то что можно было бы
утверждать?
743:35=21(ост. 8). Значит,
в худшем случае, если бы в каждой клетке
сидело
по 21 зайцу, то еще 8 зайцев резвилось
бы на свободе. Следовательно, если
рассадить в клетки всех зайцев, то по
крайней мере в одной клетке будет
сидеть
не меньше 22 зайцев. Эти подсчеты с зайцами
и клетками в
действительности связаны
с важным математическим утверждением
–
так называемым
принципом ДИРИХЛЕ, точная
формулировка
которого, конечно, другая.
Принцип Дирихле
выражает соотношение между элементами
двух множеств.
Существует несколько
формулировок этого
принципа. Самая
популярная следующая: «Если
в п клетках
сидит
т
зайцев,
причем т
>п,
то хотя бы в одной клетке сидят по крайней
мере, два зайца».
( Подрастёте,
поумнеете – рассмотрим ещё
4 формулировки.
Сегодняшнее знакомство – это только
начало
работы с принципом Дирихле»).
Задачка. Плоскость
раскрашена в 2 цвета. Можно ли всегда
найти 2 точки, расположенные на расстоянии
1 метра друг от друга,
окрашенные в
одинаковый цвет?
Решение. Так
как цветов – 2, то надо рассмотреть
фигуру, в которой
точек больше 2. Лучше
всего для этого подойдет равносторонний
треугольник со стороной 1 метр. У него
3 вершины. Принимая вершины
треугольника
за «зайцев», а цвета за «клетки», имеем:
3>2. Тогда
п о принципу Дирихле найдутся
2 вершины треугольника,
расположенные
на расстоянии 1 метра друг от друга,
окрашенные в один
цвет. Что и требовалось
доказать.
Задачи для
самостоятельного
решения.
№1.
Есть 3 ключа от трёх дверей с разными
замками. Достаточно ли трёх
проб, чтобы
подобрать ключи к дверям? (В
ответе напишите «да»
или «нет»). 5
баллов.
№2.
В мешке лежат 10 белых и 10 черных шаров.
Они тщательно
перемешаны и неразличимы
на ощупь. Какое наименьшее число шаров
нужно вынуть из мешка вслепую, чтобы
среди них наверняка оказались
два
шара: 1)
одного цвета; 2) разного цвета; 3) белого
цвета?
(В
ответе указать только количество
шаров). 15
баллов.
№3. В
ящике комода, который стоит в тёмной
комнате, лежат 10 пар
коричневых и 10 пар
чёрных перчаток одного размера, не
скрепленных
друг с другом. Сколько
перчаток нужно взять из ящика, чтобы
среди них
оказалась пара перчаток одного
цвета? (В
ответе указать только
количество
перчаток). 10
баллов.
№4. В
классе 26 учащихся. Докажите, что среди
них найдутся хотя бы
3 учащихся, которые
отмечают день рождения в одном месяце.
(Приведите
очень краткие рассуждения). 10
баллов.
№5.
В классе 29 учащихся. Петя Иванов сделал
в диктанте
13 ошибок, остальные ученики
– меньше. Докажите, что в классе
найдутся,
по крайней мере, 3 ученика, сделавших
ошибок поровну.
(Приведите
краткие рассуждения). 10
баллов.
Желаю Вам успешной
работы над заданием №4.
Комментариев нет:
Отправить комментарий