Ребусы

вторник, 8 декабря 2015 г.

« В ХУДШЕМ СЛУЧАЕ»


«В ХУДШЕМ СЛУЧАЕ» - такова формулировка темы 
занятия №4. 
    Довольно часто в задачах, где требуется доказать какое-либо утверждение, 
    можно рассмотреть самый неудобный, худший случай, в котором 
    утверждение кажется наиболее «подозрительным». И если мы докажем 
    утверждение в этом худшем случае, то тем более оно будет верно 
     и в остальных случаях. Поэтому главное, что здесь нужно, 
    - правильно определить этот худший случай. 
       В последней международной олимпиаде по основам наук (математика) 
       для учащихся 6 класса были целых 2 задачи по нашей теме.

Рассмотрим решения нескольких задач.

     №1. В непрозрачном мешке лежат 5 белых и 2 черных шара.
    а) Какое наименьшее число шаров надо вытащить из мешка, 
    чтобы среди них обязательно оказался хотя бы один белый шар? 
      (Заглядывать в мешок нельзя!)
     Какой случай здесь самый худший? Очевидно, тот, когда мы будем 
    вытаскивать только черные шары. В этом случае, даже вытащив 
    2 шара, мы не вытащим белого шара. Но если мы вытащим 3 шара, 
     то тогда уж точно из трех шаров по крайней мере один шар будет белым.   
     Дополнительный вопрос: какое наименьшее число шаров надо 
     вытащить из мешка, чтобы среди них обязательно оказался   
     хотя бы один черный шар?
    (Подумали сами? Конечно же, ответ в этом случае: 6 шаров.)
    б) Сколько шаров надо вытащить, чтобы среди них обязательно 
    оказался хотя бы один белый и хотя бы один черный?  
     Худшим здесь будет случай, когда мы сначала будем вытаскивать 
    одни белые шары и только потом попадется черный шар. 
    Поэтому потребуется вытащить 5+1=6 шаров. Отметьте, 
    что случай, когда попадаются одни черные шары, «лучше», 
    поскольку уже третий шар окажется белым. Выбор «худшего» 
    случая зависит от того, каких шаров больше – белых или черных.
    в) Какое наименьшее число шаров надо вытащить, чтобы 
    среди них наверняка оказались 3 белых и 1 черный шар?  
     В худшем случае мы сначала вытащим все белые шары, и затем 
     лишь пойдут черные. Тогда придется вытащить 5+1=6 шаров. 
    (Убедитесь, что в случае, когда сначала идут черные, а потом  
      белые шары, число вытаскиваемых шаров будет меньше.)
      г) Сколько шаров надо вытащить, чтобы среди них оказались 
       2 шара одного цвета?
      Худший случай – когда сначала попадаются шары разных цветов. 
     Это возможно, если мы вытащим 2 шара. А если вытащим третий,     
    то уже будем иметь 2 шара одного цвета.
 
    №2. На карточках выписаны все двузначные числа. Сколько карточек 
     нужно взять не глядя, чтобы по крайней мере одно из чисел делилось: 
      а) на 2; б) на 7; в) на 2 или на 7?
    а) В худшем случае, выбирая не глядя карточки с числами от 10 до 99 
    включительно, мы сначала будем иметь только нечетные числа – их 45, 
    и поэтому 6-е число будет обязательно четным.
          Ответ: 46 карточек.
      б) Среди всех 90 двузначных чисел имеется всего 13 чисел, делящихся 
     на 7 (убедитесь в этом сами). То есть в худшем случае мы возьмем 
     сначала 90-13=77 чисел, 
       не делящихся на 7, но 78-е число уже точно будет делиться на 7.
     Ответ: 78 карточек.
     в) Среди 90 двузначных чисел имеется 13 чисел, кратных 7, и 45 чисел, 
    которые делятся на 2. Но среди этих чисел есть 7 таких (убедитесь в этом сами),      
    которые делятся и на 2, и на 7. Поэтому чисел, делящихся или на 2, или на 7, 
        будет 45+13-7=51. 
        Следовательно, среди 90 двузначных чисел не делятся ни на 2, ни на 7 
     оставшиеся 90 – 51=39 чисел. 
    Нужно взять 39 + 1=40 карточек.
     Ответ: 40 карточек.


      При решении большинства олимпиадных задач высокого уровня 
      используются специальные методы, как правило, не рассматриваемые 
      в школе на уроках. 
     К числу одного из таких методов можно отнести
ПРИНЦИП ДИРИХЛЕ.
(     Дирихле Петер Густав Лежён (1805-1859гг.) – немецкий математик, 
     иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1837г.). Основные труды 
     по аналитической теории чисел, теории функций, математической физике.)
    Если 101 зайца рассадить в 100 клеток, то по крайней мере в одной клетке 
    будет 2 зайца. Понятно почему: в худшем случае, если бы в каждой клетке 
     сидело не больше 1 зайца, то в 100 клетках их было бы не больше 100.  
       А если бы было 35 клеток и 743 зайца, то что можно было бы утверждать?
    743:35=21(ост. 8). Значит, в худшем случае, если бы в каждой клетке сидело 
     по 21 зайцу, то еще 8 зайцев резвилось бы на свободе. Следовательно, если
      рассадить в клетки всех зайцев, то по крайней мере в одной клетке будет 
    сидеть не меньше 22 зайцев. Эти подсчеты с зайцами и клетками в 
    действительности связаны с важным математическим утверждением – 
    так называемым принципом ДИРИХЛЕ, точная формулировка 
    которого, конечно, другая.
    Принцип Дирихле выражает соотношение между элементами двух множеств. 
       Существует несколько формулировок этого 
    принципа. Самая популярная следующая: «Если в п клетках сидит   
     т зайцев, причем т >п, то хотя бы в одной клетке сидят по крайней 
   мере, два зайца». ( Подрастёте, поумнеете – рассмотрим ещё 
4 формулировки. Сегодняшнее знакомство – это только начало 
   работы с принципом Дирихле»).         
    Задачка. Плоскость раскрашена в 2 цвета. Можно ли всегда 
   найти 2 точки, расположенные на расстоянии 1 метра друг от друга, 
    окрашенные в одинаковый цвет?
     Решение. Так как цветов – 2, то надо рассмотреть фигуру, в которой       
    точек больше 2. Лучше всего для этого подойдет равносторонний 
    треугольник со стороной 1 метр. У него 3 вершины. Принимая вершины 
    треугольника за «зайцев», а цвета за «клетки», имеем: 3>2. Тогда 
п   о принципу Дирихле найдутся 2 вершины треугольника, 
    расположенные на расстоянии 1 метра друг от друга, окрашенные в один  
    цвет. Что и требовалось доказать.

Задачи для самостоятельного решения.
    №1. Есть 3 ключа от трёх дверей с разными замками. Достаточно ли трёх 
    проб, чтобы подобрать ключи к дверям? (В ответе напишите «да» 
     или «нет»). 5 баллов.

     №2. В мешке лежат 10 белых и 10 черных шаров. Они тщательно 
     перемешаны и неразличимы на ощупь. Какое наименьшее число шаров
     нужно вынуть из мешка вслепую, чтобы среди них наверняка оказались 
     два шара: 1) одного цвета; 2) разного цвета; 3) белого цвета? 
      (В ответе указать только количество шаров). 15 баллов.

        №3. В ящике комода, который стоит в тёмной комнате, лежат 10 пар 
     коричневых и 10 пар чёрных перчаток одного размера, не скрепленных 
     друг с другом. Сколько перчаток нужно взять из ящика, чтобы среди них 
     оказалась пара перчаток одного цвета? (В ответе указать только 
     количество перчаток). 10 баллов.
     №4. В классе 26 учащихся. Докажите, что среди них найдутся хотя бы 
     3 учащихся, которые отмечают день рождения в одном месяце. 
     (Приведите очень краткие рассуждения). 10 баллов.
      №5. В классе 29 учащихся. Петя Иванов сделал в диктанте 
      13 ошибок, остальные ученики – меньше. Докажите, что в классе  
     найдутся, по крайней мере, 3 ученика, сделавших ошибок поровну. 
      (Приведите краткие рассуждения). 10 баллов.

Желаю Вам успешной работы над заданием №4.



Комментариев нет:

Отправить комментарий