Программа коррекционной работы на ступени НОО включает в себя взаимосвязанные модули (направления). Данные модули отражают ее основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях ОУ;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков, способствует формированию УУД;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ  и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися, их родителями, педагогическими работниками.
 Содержание и формы коррекционной работы учителя:
- наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
 - поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
 - составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;
 - составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося (вместе с психологом и учителями-предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
 - контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;
 - формирование микроклимата в классе, способствующего тому, чтобы каждый учащийся с ОВЗ чувствовал себя в школе комфортно;
 - ведение документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.);
 - организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие.
 
Этапы конструирования индивидуальных образовательных маршрутов
Этап конструирования 
 | 
Цель этапа 
 | 
Результат этапа 
 | 
1. Этап наблюдения 
 | 
Выявить группу младших школьников, испытывающих трудности в обучении: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные, комплексные 
 | 
Выявленные трудности в обучении младших школьников и их причины (на начало и конец сопровождения) 
 | 
2. Диагностический этап. 
 | 
Выявление причин трудностей в обучении ребенка. Необходимо это сделать для того, чтобы знать истинную причину трудностей в обучении младшего школьника 
 | 
Определение образовательного маршрута, получение конкретных рекомендаций педагогам и родителям. 
 | 
3. Построение маршрута 
 | 
Построение индивидуальных образовательных маршрутов для младших школьников, испытывающих трудности в обучении на основе выявленных причин 
 | 
Проведение занятий с учетом психофизических возможностей обучающихся, формирование УУД на всех этапах учебного процесса. 
Организация групповых и индивидуальных занятий. 
 | 
4. Реализация индивидуальных образовательных маршрутов в процессе обучения 
 | 
Оценка и самооценка успешности реализации программы. 
 | 
Комплексная психолого-педагогическая поддержка и помощь ребенку и родителям в решении задач развития, обучения и воспитания. 
 | 
Этап итоговой диагностики. На этом этапе проводится завершающая диагностика 
 | 
Выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась) 
 | 
Успешность обучения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении. 
 | 
Классификация трудностей в обучении
- Регулятивные
 
Трудности 
 | 
Причины П.1.-П.3. 
 | 
Типовые диагностические задачи для детей   
 | 
Задания 
 | 
 Не сохраняет заданную цель до конца выполнения задания 
 | 
П.1. Низкий уровень объема и качества произвольного внимания (слабая концентрация, устойчивость, переключение, распределение) 
П.2. Низкий уровень работоспособности 
 | 
Тулуз-Пьерон (объем и качество произвольного внимания, характеристики работоспособности (врабатываемость, утомляемость, продолжительность цикла устойчивой работоспособности, периодичность отвлечений и перепадов в скорости работы) 
 | 
 Работа по алгоритму. Расскажите по цепочке. Расскажи и выполни по порядку 
Смена видов деятельности. Работа по алгоритму. Расскажи по цепочке. Расскажи и выполни по порядку 
 | 
- Познавательные
 
Трудность 
 | 
Причины П.1.-П.14. 
 | 
Типовые диагностические задачи для детей 
 | 
Задания 
 | 
 Не умеет пользоваться инструкциями 
 | 
 Недостаточное развитие логической памяти и понятийного мышления 
 | 
«Изучение словесно-логического мышления» (разработана Э.Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в модификации Л.И. Переслени) 
 | 
Составление рассказа по картинке. 
Составление сказки 
Расскажи по порядку 
Подбери нужный вариант к схеме 
Выбери слова, подтверждающие правило и т.п. 
 | 
Информационные 
 | |||
 Не понимает язык условных обозначений, затрудняется при работе с учебником, тетрадью и т.п. 
 | 
 Низкий уровень развития понятийного мышления 
 | 
«Изучение словесно - логического мышления» (разработана Э.Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в модификации Л.И. Переслени) 
 | 
Работа по алгоритму, по инструкции взрослого, по образцу. 
Задания, направленные на работу с учебником, тетрадью. 
 | 
 Затрудняется использовать знаково-символические средства (правило, модель, схема и т.п.) 
 | 
Недостаточное развитие понятийного мышления 
 | 
«Изучение словесно - логического мышления» (разработана Э.Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра в модификации Л.И. Переслени) 
 | 
Выполни задание, ориентируясь на правило, схему, таблицу и т.п. 
 | 
- Психомоторные
 
Трудность 
 | 
Причины П.1.-П.3. 
 | 
Типовые диагностические задачи для детей 
 | 
Задания 
 | 
. Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые, разно наклонные буквы, тремор) 
 | 
Слабо развита мелкая моторика пальцев рук 
 | 
Методика А.Л. Вегнера «Собирание разрезанных картинок» 
 | 
Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений 
Задания на развитие зрительно-двигательной координации («Обведи рисунок», «Скопируй через кальку», «Лабиринт»). 
 | 
Индивидуальный образовательный маршрут
Дата начала/окончания работы_________________________________________________
ФИ ученика _________________________________________________________________
Класс ______________________________________________________________________
Классы 
трудностей 
 | 
Трудности 
 | 
Причины 
 трудностей 
 | 
Задания 
 | 
Задания из УМК 
 | 
Результат действия маршрута (трудность сохранилась «+» / трудность не сохранилась-) 
 | 
при устранении трудностей снять с индивидуального маршрута 
 | 
Комментариев нет:
Отправить комментарий