Ребусы

вторник, 22 октября 2013 г.

В гостях у сказки (2 часа в неделю)


Авторская программа интегрированного курса по внеурочной деятельности "В гостях у сказки"


Презентации к уроку


Срок реализации программы 2 года (1-2 класс).
Программа рассчитана на детей 6-8 лет.
Занятия продолжительностью 35-45 мин проводятся 2 раза в неделю, всего 66 часов в 1 классе, 68 часов – во 2 классе.


Пояснительная записка
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание высоконравственного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только основного и среднего, но и последующих этапов образования (самообразования) человека. Цель деятельности начального общего образования заключается в создании условий для развития, воспитания личности младшего школьника и достижения им планируемых результатов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.
Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. Необходимо также учитывать принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка, о которых педагоги еще два-три десятилетия назад даже не догадывались. Учет этих условий требует существенной корректировки подходов к организации воспитания и социализации обучающихся.
Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления. Ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
Работая много лет с младшими школьниками, я заметила, что с каждым годом становится все больше детей, которые не знают и не любят читать сказки, отечественным детским художественным и мультипликационным фильмам предпочитают американские, японские и т.д., среди которых есть, безусловно, и высокохудожественные, но большинство не отличаются ни эстетикой, ни нравственностью. Просто то, что плохо, мы, взрослые, не смотрим, а дети еще не в силах отличить и поэтому смотрят все подряд.
В связи с этим я разработала программу кружка “В гостях у сказки”.
Актуальность программы. Современные дети, приходя в 1 класс, умеют читать, владеют компьютером, имеют достаточно широкий для своего возраста кругозор. Но общаться они не умеют, часто конфликтуют по незначительным причинам, глухи к чужим переживаниям. Им одиноко в мире людей, а комфортно лишь в виртуальном мире: любимое занятие первоклассника – компьютерные игры. Дети не любят читать, не знают сказок, не умеют фантазировать по поводу прочитанного. А ведь сказки – это народная мудрость, уроки добра и человечности, именно сказки учат жизни. Не зря говорят: “Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”. Поэтому целью программы кружка “В гостях у сказки” стало нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание, развитие у учащихся эстетического восприятия, воображения, внимания, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника.
Предлагаемое тематическое планирование кружковых занятий, включает в себя литературное чтение и слушание, изобразительное и театральное искусство. Программа составлена для 6-8-летних детей сроком на 2 учебных года из расчета 2 часа в неделю, всего 134 часа (66 часов в 1 классе и 68 часов во 2 классе).
Учебный материал курса предусматривает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. В интегрированный курс включены такие виды деятельности, как чтение, слушание, рисование, лепка, конструирование, дидактическая и ролевая игра, инсценировка, неоднократный просмотр видеофрагментов с последующим озвучиванием.

Цель программы:

- подробное изучение литературного жанра – сказки;
- развитие познавательных процессов (воображения, внимания, памяти, мышления), развитие речи посредством изучения сказок;
- формирование личностных качеств, нравственное, патриотическое и эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста на примере сказок.

Задачи программы:

- воспитание доброты, трудолюбия, отзывчивости;
- воспитание любви к природе, к своим близким, к своей родине;
- формирование активной жизненной позиции;
- развитие прикладных умений и навыков;
- развитие мелкой моторики;
- развитие устной речи, навыков общения;
- воспитание активной жизненной позиции, культуры поведения.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующихпринципах:
- занимательность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- деятельностный подход;
- личностно-ориентированный подход.
Структура занятий:
  1. Беседа, рассказ учителя.
  2. Слушание.
  3. Различные виды чтения.
  4. Озвучивание героев, пантомима, инсценировка.
  5. Устный журнал, театрализация.
  6. Лепка из пластилина, соленого теста, глины.
  7. Иллюстрирование с помощью рисования, аппликаций.
  8. Конкурсы, викторины.
  9. Творческая работа: составление сказок, загадок, ребусов, создание книжек-малышек.

Методическое обеспечение программы

1. Комплекс учебных и специальных пособий, методик по организации и проведению занятий, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы;
2. Использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;
3. Использование интернет-ресурсов:
  1. Сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан http://mon.tatar.ru
  2. Детские электронные презентации http://www.viki.rdf.ru
  3. Детский портал “Солнышко” http://www.solnet.ee/
  4. Сайт “Фактор роста” http://www.farosta.ru/
  5. Сайт “Учительской газеты” http://www.ug.ru/
  6. Сайт ИД “Первое сентября” https://my.1september.ru/
4. Использование ресурсов видеотеки:
1) “Бабушкины сказки”, “Бабушкины сказки-3”
2) “Сказки для малышей – В.Сутеев”, “Сказки для малышей-2”
3) “Лесные сказки”
4) “Теремок” – сборник мультфильмов
5) “Малыш и Карлсон” – мультфильмы, сборник № 6
6) “Царевна-лягушка” – мультфильмы, сборник № 34
7) “Карлик Нос” – мультфильм по мотивам сказок В.Гауфа
8) “Трое из Простоквашино” – мультфильмы по мотивом сказки Э.Успенского

Межпредметные связи на занятиях:
  • с уроками литературного чтения: слушание и различные виды чтения, пересказ, инсценирование;
  • с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование сказок, оформление книжек-самоделок и других творческих  работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; 
  • с уроками технологии: изготовление поделок к сказкам, различных элементов по темам проектов.

Личностные  и  метапредметные результаты

РезультатыФормируемые  уменияСредства формирования
Личностные- Формирование у детей мотивации к обучению, помощь им в самоорганизации и саморазвитии;
- развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,
- развитие критического и творческого мышления.
- Организация на занятии парно-групповой работы
Регулятивные- Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
- В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные- Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы;
- основам смыслового чтения художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.
- Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета
Коммуникативные- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
- Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников.
Планируемые результаты работы по программе
К концу обучения учащиеся должны знать:
- популярные русские и татарские народные сказки;
- популярные сказки разных народов;
- сказки отечественных и зарубежных авторов;
- признаки сказки как жанра;
- виды сказок (бытовые, волшебные, сказки о животных)
- правила работы с красками, пластилином, ножницами.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
- слушать, осознанно читать и отвечать на вопросы;
- иллюстрировать услышанное или прочитанное;
- пересказывать сказку кратко, выборочно или подробно;
- передавать эмоции и свое отношение к поступкам героев при инсценировке сказки;
- определять главную мысль сказки и поучительную ценность;
- работать в паре, в группе, уметь договариваться, учитывать мнение других.
Список используемой литературы:
  1. “365 золотых сказок” Сборник – М.: “Омега”,1998
  2. Андерсен Х.К. “Сказки. Истории” – М.: “Просвещение”, 1987
  3. Белоусенко А.В. “Волшебный мир сказок: утренники” – Волгоград: “Учитель”, 2009
  4. Волков А. “Урфин Джюс и его деревянные солдаты” – М.: “Дом”, 1993
  5. Волков А. “Семь подземных королей” – Новосибирск: “Детская литература”, 1993
  6. “Волшебный мир” Сказки зарубежных писателей – СПб: СКФ “Человек”, 1993
  7. Жиренко О.Е. “Внеклассные мероприятия. 1 класс” – М.: “ВАКО”, 2006
  8. “Остров сказок” Сказки народов мира – Ташкент: “Ёш гвардия”, 1984
  9. Линдгрен А. “Три повести о Малыше и Карлсоне” – Ташкент: “Юлдузча”, 1990
  10. Пикулева Н.В. “Слово на ладошке” – М.: “Новая школа”, 1994
  11. “Родничок” Книга для внеклассного чтения в 1 классе – Тула: “Родничок”, 1998
  12. “Родничок” Книга для внеклассного чтения во 2 классе – Тула: “Родничок”, 1998
  13. “Русские народные сказки” – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2005
  14. “Три голубя” Сказки народов Поволжья – Казань: “Татарское книжное издательство”, 1990
  15. Успенский Э. “Дядя Фёдор, пёс и кот” – М.: РИО “Самовар”, 1994
  16. НШ №11 2008 Баженова Е.А. “Иллюстрирование народных сказок с использованием декоративных приемов”
  17. НШ №12 2007 Локалова Н.П. “Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению”
  18. НШ №9 2008 Давыдова М.А. “Единство эстетического и этического в театральной педагогике”
  19. НШ №4 2008 Чеурина Н.В. “Использование игр-драматизаций при формировании связной речи у детей”
Основные содержательные линии
КлассНазвание разделаКоличество часовИтого
1 классРусские народные сказки28 часов
Татарские народные сказки6 часов
Сказки в мульфильмах19 часов
Народные и авторские сказки12 часов
Итоговое занятие1 час
66 часов
2 классСказки о животных, волшебные и бытовые сказки15 час
Сказки народов России8 часов
Сказки народов мира10 часов
Сказки отечественных писателей17 часов
Сказки зарубежных писателей16 часов
Итоговое занятие2 часа
68 часов
Тематическое планирование
1 класс – 66 часов


Тематика занятий

Содержание деятельности
Кол-во часов


1-2
Русская народная сказка «Колобок»
Слушание, просмотр м/ф, рассказывание сказки, рисование героев сказки, лепка колобка
2


3-4
Русская народная сказка «Теремок», «Грибок-теремок»
Слушание, рассказывание, иллюстрирование, лепка героев, инсценирование, просмотр м/ф
2


5
Русская народная сказка «Репка»
Слушание, выборочный пересказ, рисование с помощью трафарета.
1


6-7
Русская народная сказка «Маша и медведь»
Слушание, пересказ, просмотр м/ф, рисование свечкой и акварелью. Ролевая игра.
2


8
Русская народная сказка «Кот и петух»
Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки.
1


9
Русская народная сказка «Каша из топора»
Слушание, чтение, иллюстриро-вание, рисование свечкой и акварелью, инсценирование.
1


10
Русская народная сказка «Волк и лиса»
Слушание, лепка из пластилина, рисование пальчиками.
1


11-12
Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»
Слушание, чтение, иллюстрирование, инсценирование, просмотр м/ф «Три мешка хитростей»
2


13-14
Русская народная сказка «Три медведя»
Чтение, просмотр м/ф, пересказ, иллюстрирование. Озвучивание героев.
2


15
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»
Слушание, просмотр м/ф, выборочный пересказ, инсценирование.
1


16
Русская народная сказка «Петушок и волшебная меленка»
Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки.
1


17-18
Русская народная сказка «Пузырь, соломинка и лапоть»
Чтение, рассказывание, лепка, пластилиновый театр, просмотр м/ф «Крылатый, мохнатый да масленый»
2


19-20
Русская народная сказка «Хаврошечка»
Чтение, рисование жидкой гуашью путем набрызга – цветы на поляне
2


21-22
Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Слушание, чтение, просмотр м/ф, выборочный пересказ, инсценирование, иллюстрирование.
2


23-24
Русская народная сказка «Иван Царевич и Серый Волк»
Слушание, чтение, выборочный пересказ, инсценирование, иллюстрирование.
2


25
Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
Слушание, рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.
1


26-27
Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
Рассказывание, чтение, просмотр м/ф, инсценирование.
2


28
Русская народная сказка «Кот и лиса»
Чтение, краткий пересказ, рисование животных жидкой гуашью.
1


29-30
Татарская народная сказка «Саламтор-хан»
Слушание, пересказ, пантомима, иллюстрирование.
2


31-32
Татарская народная сказка «Гульчечек»
Слушание, чтение, инсценирование.
2


33
Татарская народная сказка «Камыр-батыр»
Слушание, выборочный пересказ, лепка из теста.
1


34
Татарская народная сказка «Саран и Юмарт»
Слушание, чтение, пантомима, театрализованная постановка.
1


35-38
Сказки В.Сутеева
Просмотр м/ф «Дядя Миша», «Мешок яблок», «Палочка-выручалочка», «Кто сказал мяу?», «Кот-рыболов», инсценирование, озвучивание
4


39-40
Г.Скребицкий «Лесные путешественники»
Просмотр м/ф, иллюстрирование, подвижная игра «Шишки, желуди, орехи», лепка из пластилина.
2


41-43
Сказки о животных в мультфильмах.
Просмотр м/ф «Беги, ручеек», «Медведь – липовая нога», «Как козлик землю держал», «Мы за солнышком идем». Рассказывание, иллюстрирование, инсценирование.
3


44-46
Русская народная сказка «Заяц-хваста». Д.Мамин-Сибиряк «Храбрый заяц», «Серая Шейка»
Слушание, инсценирование, озвучивание мультфильма.
3


47-49
Приключения ребят в мультфильмах.
Просмотр м/ф «Варежка», «Дедушка и внучек», «Старая игрушка», «Сказка старого дуба», «Тимошкина елка»
3


50
В.Катаев «Дудочка и кувшинчик»
Просмотр м/ф, иллюстрирование – украшение кувшина, подвижная игра «У медведя во бору»
1


51-53
Сказки о дружбе: «Просто так», «Чьи в лесу шишки?», «Разные колеса», «Кто первый?», «Пласти-линовый ежик»
Просмотр м/ф, обсуждение, озвучивание м/ф, работа в группах: создание книжек-малышек.
3


54-55
Русская народная сказка «Рукодельница и ленивица»
Слушание, лепка из пластилина колодца и ведерка, инсценирование сказки
2


56
Русская народная сказка «Морозко»
Слушание, чтение, иллюстрирование, ролевая игра.
1


57-58
Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»
Лепка из пластилина, поделки из природных материалов.
2


59
А.Алиш «Болтливая утка»
Слушание, пересказ, рисование по шаблону, вырезание.
1


60
Г. Тукай «Козел и баран»
Слушание, пересказ, рисование по шаблону, инсценирование.
1


61
Русская народная сказка «Летучий корабль»
Слушание, выборочный пересказ, инсценирование. Создание книжки-малышки.
1


62-63
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне»
Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина
2


64
Татарская народная сказка «Золотое перо»
Выразительное чтение, озвучивание героев, лепка.
1


65
Башкирская сказка «Алпамыша-батыр»
Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев.
1


66
Урок-утренник «В гостях у сказки»
Викторина по сказкам, загадки, ребусы, пантомимы, сценки.
1






2 класс – 68 часов
1-2
Сказки о животных. «У страха глаза велики», «Пирожок»
Рассказывание, чтение, лепка, пластилиновый театр.
2


3-4
Сказки о животных. «Хитрая ворона», «Лягушонок ищет папу»
Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование.
2


5
Сказки о животных. «Чужие следы»
Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.
1


6-7
Волшебные сказки. «Золотая птица», «Три голубя»
Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев.
2


8
Волшебные сказки. «Молодильные яблоки»
Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.
1


9
Волшебные сказки. «Волшебное кольцо»
Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование.
1


10
Волшебные сказки. «Пойди туда не знаю куда»
Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью.
1


11-12
Бытовые сказки. Русская народная сказка «Царица Екатерина и сапожникова жена»
Слушание, чтение, пантомима, театрализованная постановка.
2


13-14
Бытовые сказки. Русская народная сказка «Умная внучка»
Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование.
2


15

Бытовые сказки. «Как мужик гуся делил», «Два лентяя»
Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев.
1


16
Татарская народная сказка «Умная девушка»
Слушание, выборочный пересказ, театрализация.
1


17
Башкирская сказка «Бай и пастух»
Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.
1


18
Чувашская сказка «Умный портной»
Слушание, выборочный пересказ, театрализация.
1


19
Марийские сказки «Два брата», «Золотой пояс»
Чтение по ролям, выборочный пересказ, иллюстрирование.
1


20
Чувашская сказка «Алмас-батор»
Выразительное чтение, озвучивание героев, лепка.
1


21
Каракалпакская сказка «Клад Кырсыкбека»
Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью.
1


22
Туркменская сказка «Сорок небылиц»
Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.
1


23
Узбекская сказка «Бум-бум»
Чтение, краткий пересказ, рисование животных жидкой гуашью.
1


24
Чешская сказка «Молчаливая королевна»
Слушание, чтение, пантомима, театрализованная постановка.
1


25
Китайская сказка «Цзун – длинный день»
Чтение, краткий пересказ, иллюстрирование книги.
1


26
Вьетнамская сказка «Обманутый богач»
Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.
1


27
Немецкая сказка «Цена гороха»
Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью.
1


28
Датская сказка «Король змей»
Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев.
1


29
Французская сказка «Плут – малыш»
Чтение, краткий пересказ, пальчиковый театр кукол.
1


30
Японская сказка «Тук-тук-тук, открой дверь!»
Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.
1


31
Испанская сказка «Горбатая принцесса»
Слушание, чтение, пантомима, театрализованная постановка.
1


32
Монгольская сказка «Гунан-батор»
Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр кукол.
1


33
Корейская сказка «Как крестьянин спас Чечжу»
Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев.
1


34
Праздник сказок. Защита проекта «В гостях у сказки»
Показ спектакля (по выбору детей)
1


35-36
Э.Успенский «Вниз по волшебной реке»
Чтение, краткий пересказ, рисование клоунов жидкой гуашью.
2


37-40
Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»
Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.
4


41-44
А.Волков «Волшебник Изумрудного города»
Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев.
4


45-48
А.Волков «Урфин Джюс и его деревянные солдаты»
Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр кукол.
4


49-50
М.Мокиенко «Как Бабы-Яги сказку спасали»
Чтение, краткий пересказ, рисование героев жидкой гуашью.
2


51
О.Пройслер «Маленькое привидение»
Слушание, чтение, пантомима, театрализованная постановка.
1


52-53
В.Гауф «Карлик Нос»
Просмотр м/ф, выборочный пересказ, создание портрета главного героя.
2


54
Г.Х.Андерсен «Русалочка»
Слушание, чтение по ролям, рассказывание, озвучивание героев.
1


55
Г.Х.Андерсен «Пастушка и трубочист»
Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр кукол.
1


56
Г.Х.Андерсен «Свинопас»
Слушание, чтение, пантомима, театрализованная постановка.
1


57
Г.Х. Андерсен «Огниво»
Слушание, выборочный пересказ, лепка из пластилина
1


58-59
Л.Кэролл «Алиса в Стране Чудес»
Чтение, просмотр фрагментов м/ф, озвучивание.
2


60-61
Л.Кэролл «Алиса в Зазеркалье»
Инсценировка, иллюстрирование, коллективное панно «Зазеркалье»
2


62-65
А.Линдгрен «Три повести о Малыше и Карлсоне»
Просмотр м/ф, озвучивание героев, аппликация из пластилина «Карлсон»
4


66
Т. Янсон «Шляпа волшебника»
Слушание, пересказ, ролевая игра, иллюстрирование.
1


67
Т.Янсон «Мумми-троль и комета»
Чтение, выборочный пересказ, пластилиновый театр кукол.
1


68
Итоговый урок. Игра-путешествие «Что за прелесть эти сказки!»
НШ № 6, 2012 – сценарий урока
1




Комментариев нет:

Отправить комментарий